Перед тем, как капитулировать, поляки выпустили из Кремля представителей русской знати, находившихся там фактически в статусе заложников. Среди них был и сын боярина Федора Никитича Романова, ставшего митрополитом Ростовским Филаретом, 16-летний Михаил с матерью, инокиней Марфой.
Около 28 октября (10 ноября по н.ст.) Михаил с матерью уезжает из разоренной и мятежной Москвы в Кострому, в вотчину Шестовых, село Домнино.
Тем временем в Москву стали съезжаться депутаты на Земский собор, которому предстояло выбрать нового царя. Собор открылся только 16 января, когда по установившемуся зимнему пути добрались до Москвы представители дальних городов. По Верхней Волге продолжали шастать польско-литовские отряды, один из которых в поисках конкурента королевича Владислава – Михаила Романова – захватил старосту села Домнино Ивана Сусанина. Запытав крестьянина до смерти, они ушли ни с чем, а имя героя, отдавшего жизнь за царя, навсегда осталось в памяти благодарных потомков.
После кончины в 1631 г. инокини Марфы согласно ее завещанию Домнино и вся вотчина были пожалованы московскому Новоспасскому монастырю, в котором доныне находится усыпальница Романовых, где, в том числе, похоронена и сама “великая старица”.
На месте домнинской усадьбы Шестовых в начале XIX века был возведен каменный пятиглавый Успенский храм, а в 2004 г. там был открыт женский монастырь святых Царственных страстотерпцев.
21 февраля 1613 г. после ожесточенных споров относительно кандидатов на престол Земский собор избрал на царство Михаила Романова. 13 марта в Кострому прибыло великое Московское посольство, во главе которого стояли архиепископ рязанский Феодорит, боярин Федор Иванович Шереметев, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий (Палицын), архимандриты Чудова и Новоспасского монастырей, протопопы и ключари кремлевских церковных соборов.
14 марта вся процессия с чудотворной Петровской иконой Божией Матери и образами святителей Петра, Алексея и Ионы проследовала в Ипатьевский монастырь, чтобы “бити челом от всей земли” и звать Михаила на царство.
История Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря уходит в глубину веков. Благодаря покровительству рода Годуновых к концу XVI века обитель получил особую значимость в политической и духовной жизни России. Впоследствии Ипатьевский монастырь как колыбель новой династии занял привилегированное положение. Романовы стали щедрыми ктиторами обители. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить святое для них место и сделать щедрые вклады. В 1685 г. Троицкий собор был расписан артелью Гурия Никитина. Уникальный ансамбль фресок дошел до наших дней.
Согласие Марфы и Михаила было получено отнюдь не сразу; уговоры, перемежавшиеся молебнами, длились шесть часов “неумолчно и неотходно”. В конце концов, “обаче положи упование и надежду на всемогущаго Бога”, Марфа Ивановна благословила сына на царство Феодоровской иконой со словами “Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо своё предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству”. С тех пор этот образ стал одной из святынь дома Романовых.
2 мая 1613 года состоялся торжественный въезд избранного на русский престол Михаила Романова в Москву. В воскресенье, 11 июля 1613 года, на память св. великомученицы Евфимии и св. равноапостольной княгини Ольги, в Успенском соборе состоялось венчание Михаила Федоровича на царство. Началась 300-летняя эпоха правления династии Романовых.
Продолжение следует.