С легкой руки князя Пожарского царь Михаил стал почитать Казанскую икону Божией Матери как великую святыню. Несмотря на то, что икону прославили 40 годами ранее, почитание ее было скорее местным. При первых Романовых, справедливо связавших с Казанским образом спасение России и дарование им по выбору “всей земли” царского престола, она превратилась в поистине всенародный предмет поклонения.
Первые годы икона пребывала в Введенской церкви на Лубянке. Дважды в год туда направлялись крестные ходы. В 1632 г. построили первую в Москве самостоятельную церковь “Пречистыя Богородицы Казанския, что в Китай-городе у стены, меж Ильинских и Никольских ворот”. Деревянный, но приравненный по статусу к кремлевским соборам, храм одним из последних в своей жизни освятил патриарх Филарет. Не прошло и двух лет, как эта церковь сгорела в пожаре. Теперь уже казна могла себе позволить построить каменный храм.
16 октября 1636 г. патриарх Иоасаф возглавил торжественное освящение Казанского собора, что “у Никольского мосту… на крестце”, с приделом во имя св. равноап. Аверкия. С тех пор икона, которую стали называть “Казанской, что на «Пожаре»”, находилась здесь.
Архитектор Амвросий Максимов спроектировал собор по последней моде. Это один из первых храмов, где использовался сомкнутый свод для перекрытия бесстолпного объема. Аналогичное решение выбрано для соседних церквей Св. Троицы в Никитниках и Всех Святых на Кулишках, построенных в те же годы. Шатровая колокольня, несколько рядов затейливых кокошников расположенных “вперебежку”, невероятная гамма цветов в экстерьере – всё это поражало современников и задавало вектор развития зодчества на ближайшие десятилетия.
До XVIII в. жалованье причту Казанского собора шло из казны. Кроме того, царская семья делала богатые вложения колоколами, утварью, книгами. В середине XVII в. настоятелем Казанского собора служил яркий деятель раскола Иоанн Неронов.
Московский список Казанской иконы Богоматери быстро прослыл чудотворным, в соборе началась запись случаев исцелений. Немало способствовала этому популярность “Повести о Савве Грудцыне”, главный герой которой чудесным образом выздоровел в Казанском соборе в престольный праздник в присутствии царя.
Казанский собор находился в самом сосредоточении московской торговли, в начале оживленной Никольской улицы, буквально среди торговых рядов. Он быстро стал органичной частью посада с его законами и традициями. Именно к Казанской водили подозреваемых в правонарушениях для принесения очистительной, “васильевской”, присяги, которая приносилась под звон колоколов.
В результате многочисленных перестроек к началу XX века собор стал мало похожим на постройку 1636 года. Из уникального памятника русского узорочья он превратился в типовой провинциальный храм.
В 1918 г. в условиях революционного хаоса чудотворная Казанская икона была похищена. В 1936 г. был снесен и сам собор, превращенный к этому времени в склад. По иронии судьбы к этому моменту трудами Петра Барановского ему был возвращен первоначальный облик. На месте собора устроили сначала летнее кафе, затем сквер с автоматами с газировкой, на месте алтаря расположили общественный туалет.
Благодаря самоотверженности Барановского, который успел произвести замеры и фотофиксацию, сохранились подробные сведения об архитектурном облике храма. Это позволило восстановить Казанский собор в максимально близком к оригиналу виде. Тем более что автором проекта стал ученик Петра Дмитриевича Олег Журин.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил Казанский собор на престольный праздник 4 ноября 1993 г. Он стал первым восстановленным храмом Москвы.
Продолжение следует.