В Москве, в храме Иоанна Воина на Якиманке сегодня престольный праздник – день памяти святых Гурия, Самона и Авива.
Но сюда, к чудотворной иконе святых мучеников, приезжают молиться
Православные почитают святых как покровителей супружества, брака, счастливой семьи. Им молятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою».
Какое отношение к христианскому браку имеют святые, принявшие мученическую кончину хоть и в один и тот же день, но в разное время и объединенные, казалось бы, только общим местом погребения?
Миряне Гурий и Самон приняли мученическую смерть во время гонений императора Диоклетиана: пытались было бежать из родной Эдессы (сейчас город Шанлыурфа в Турции), но были схвачены, подвергнуты пыткам и обезглавлены.
Диакон Авив, служивший в той же Эдессе, пострадал позже, в гонения императора Лициния, - на него написали донос и за отказ принести жертвы языческим богам его сожгли заживо, а останки родные погребли в одной гробнице с Гурием и Самоном.
Покровителями христианского брака этих святых считают благодаря легендарному сюжету, вошедшему в их житие. Описываемые в нем события относятся ко времени нашествия на Византию гуннов (379–387).
По преданию, во время похода один наемник-гот остановился в Эдессе в доме вдовы Софии. Там он заметил ее дочь Евфимию и стал просить хозяйку отдать ее себе в жены. Мать отказывалась — ходили слухи, что у гота на родине есть жена. Но он поклялся у гробницы мучеников Гурия, Самона и Авива, что не сделает супруге никакого зла, никогда не оскорбит ее и будет любить и почитать. И… обманул: на родине у него действительно была жена, и Евфимия стала ее рабыней. А когда у нее родился ребенок, ревнивая хозяйка его отравила.
Евфимии чудом удалось бежать на родину. Не зная, что она там, гот какое-то время спустя снова появился в Эдессе, пришел в дом Софии и долго рассказывал ей о счастливой семейной жизни с ее дочерью, пока к нему не вышла сама Евфимия. Для гота эта история кончилась печально – городские власти приговорили его к казни. А мучеников Гурия, Самона и Авива стали считать небесными покровителями христианского брака.
Мать, по выслушании клятвы своего зятя, с воплем сказала святым мученикам:
– Вам после Бога, о, святые мученики, поручаю свою дочь и чрез посредство вас отдаю ее этому пришлому человеку.