В Крестовоздвиженском храме Тутаева, на его левом берегу, на Романовской стороне, тоже сохранился редкий сюжет – «древо Иессеево» древнего письма. Над головой у Иессея – Давид, еще выше – Богородица с младенцем. На фресках храма изложена история сотворения мира и начало истории человечества, включая грехопадение прародителей Адама и Евы. А характер изложения в целом несет черты последовательного исторического повествования от создания мира и трагедии грехопадения до Спасения Человеческого рода и Всеобщего Воскресения.
Этим фрескам около четырехсот лет. Их писали костромские мастера. Предполагают, что это была артель Гурия Никитина – одного из крупнейших живописцев XVII века. Никогда этих фресок не касалась рука реставратора. В 2018 году были отреставрированы фасады собора, а вот фрески, которые считают одним из лучших образцов северной русской школы, могут быть окончательно утрачены.
Гурий Никитин был представителем костромской школы живописи, очень успешной. Он был так предан фресковой росписи и иконописи, что даже взял обет безбрачия и прожил жизнь девственником, сохраняя чистоту души и тела. В тридцать с небольшим лет он уже был старостой среди живописцев, расписывал Архангельский собор в Москве. Талантливого живописца поддерживал глава кремлёвской иконописной палаты «царский изограф» Симон Ушаков.
Гурий Никитин расписал храмы в Переславле Залесском, Ярославле, Ростове и Суздале. В Тутаев, тогда Романов-Борисоглебск, он приезжал дважды. Сначала еще молодым художником в 1650е годы он расписывал галерею собора вместе с ярославскими живописцами, а затем, в 1676 году, уже опытным мастером с большим багажом за спиной, расписывал сам собор.
Построенный в 1658 году в валах, месте древнего города и на месте старого собора 13 века, сожженного во время татаро-монгольского нашествия, сейчас он стоит одиноко на большом лугу.
Город давно вырос из тесных рамок старого городища времен благоверного князя Романа Владимировича Угличского (1261-1285гг). Каждый древнерусский город начинался со своего кремля, называемого детинцем. В этом удивительно ёмком древнерусском слове заключен поразительный смысл. «Детинец», детство, начало жизни, истоки. В детстве закладывается основа последующей жизни, её характер и направление, туда мы возвращаемся мыслями спустя долгие годы. Детинец остается неким фокусом, где сходятся все лучи жизни как государства Российского с его детинцем – московским Кремлем, так и небольшого древнерусского Романова – Борисоглебска (с 1918 года – Тутаев) с остатками его собственного древнего кремля, крепостными валами, высоко стоящими на берегу Волги. Крепостные стены детинца служили боевыми доспехами, защищая самое его сердце. Он должен был сохранить то, что не должно погибнуть, даже если будет потеряно всё остальное. Этим сердцем детинца всегда был соборный храм, который являлся выражением соборного единства как горожан Романова, так и всего древнерусского государства в целом.
Крестовоздвиженский собор, к сожалению, хотя и уцелел в годы советской власти, не избежал урона. Здесь годами хранили картошку, а то и навоз, что не могло не подействовать на фрески. Тем не менее, можно представить себе, каков он был в лучшее время, и рассмотреть многие сюжеты. Здесь можно увидеть достаточно редкое (и неканоническое – Трулльский Собор 691-692 гг. запретил такую иконографию) изображение Иисуса в виде Агнца.
В храме проводятся регулярные богослужения в воскресные и праздничные дни. Крестовоздвиженский собор – единственный храм в городе, где поют знаменным распевом XVI века.
Приезжайте помолиться и полюбоваться!