ПАЛОМНИЧЕСТВО В БЕЛОРУССИЮ. Дорогие братья и сестры, мы посвятим несколько публикаций рассказу о православных святынях Белоруссии.  Сегодня мы поговорим об истории православия на Западной Руси, о сохранившихся памятниках раннего христианства и о святых...

Архив новостей

ПАЛОМНИЧЕСТВО В БЕЛОРУССИЮ. Дорогие братья и сестры, мы посвятим несколько публикаций рассказу о православных святынях Белоруссии. Сегодня мы поговорим об истории православия на Западной Руси, о сохранившихся памятниках раннего христианства и о святых...

ПАЛОМНИЧЕСТВО В БЕЛОРУССИЮ.
Дорогие братья и сестры, мы посвятим несколько публикаций рассказу о православных святынях Белоруссии. 
Сегодня мы поговорим об истории православия на Западной Руси, о сохранившихся памятниках раннего христианства и о святых подвижниках.
Распространение христианства в пределах современной Белоруссии началось довольно рано. Этому способствовало то, что еще в 9 – 10 вв. предки белорусов: кривичи, дреговичи и радимичи – входили в соприкосновение с варягами, а также с торговыми людьми, использовавшими знаменитый путь «из варяг в греки», по рекам Западная Двина и Днепр. Среди этих людей встречались христиане, которые несли сведения о  Воскресшем Господе нашем и Спасителе Иисусе Христе.
Среди полоцких кривичей одной из первых приняла веру Христову и постриглась в монахини бывшая супруга святого равноапостольного Великого князя Владимира полоцкая княжна Рогнеда-Анастасия. Ее старший сын Изяслав, по сообщению Никоновской летописи, отличался особой набожностью. Вместе с ним Рогнеда-Анастасия, скорее всего, участвовала в учреждении, первой на белорусских землях, епископской кафедры в Полоцке, которое произошло в 992 году, то есть, еще при жизни вел. кн. Владимира, Крестителя Руси.
В 1005 г. епископская кафедра была учреждена в Турове, объединявшем вокруг себя дреговичей. Среди городов, первоначально входивших  в пределы Туровской епархии, называются: Пинск, Брест, Гродно,  Волковыск, Здитов, Новогрудок, Слуцк и некоторые др.
Памятником раннего принятия христианства в Турове является отчасти уцелевшее Туровское евангелие 11 ст. (10 листов), найденное в 1865 г. Это – древнейшая рукопись из обнаруженных  в Беларуси. С конца 12 столетия сохранились: Полоцкое и Оршанское евангелия-апракосы. Оршанское обращает на себя внимание тем, что в нем находим более 300-т красочных инициалов. Надо полагать, что в 12 в., а возможно и раньше, наряду с развитием храмового зодчества, и других церковных искусств, в наиболее крупных городах Западной Руси, таких как: Полоцк, Туров, Минск, Новогрудок, зародилось летописание, отразившее духовный подъем, проявившийся в это время в жизни местного общества.  
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Все святые, в земле Белорусской подвизавшиеся, молите Бога о нас!


 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе