Исторически «паломниками» называли тех благочестивых христиан, которые шли на Святую Землю поклониться Гробу Христову и местам Его земной жизни.
Надо отметить, что не все святые отцы разделяли увлечение паломническими поездками. Известны слова святителя Григория Богослова о том, что Бог не заповедовал паломничества (посещения Иерусалима) как доброго дела.
Святитель Григорий Нисский пишет в одном из наставлений следующее: «Если внутренний твой человек полон лукавых помыслов, то хотя бы ты был на Голгофе, хотя бы на горе Масличной, хотя бы под памятником Воскресения, ты столько далек от принятия Христа в себя, сколько и те, которые не исповедовали и начала веры. Итак, возлюбленный, советуй братьям из тела путешествовать ко Господу, а не из Каппадокии в Палестину».
Многие подвижники, основатели иноческих обителей, прямо запрещали монахам покидать стены монастыря, и сосредоточится, прежде всего, на молитве и богомыслии. Так, преподобный Серафим Саровский советовал сестрам Дивеевской обители не странствовать по миру, а прилежать в молитве к Царице Небесной. «Кто со вниманием пройдет по монастырской канавке, да со вниманием сто пятьдесят раз прочтет «Богородицу», тому тут Иерусалим, и Афон, и Киев» – говорил святой старец.