ВЕЛИКИЙ ПЯТОК. ВОСПОМИНАНИЕ СВЯТЫХ СПАСИТЕЛЬНЫХ СТРАДАНИЙ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.
Утром читаются Царские Часы. Они названы так потому, что на каждом Часе положено свое Апостольское и Евангельское чтения.
Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все перипетии Суда над Иисусом. Почему люди, недавно махавшие пальмовыми ветками и постилавшие под ноги ослику, на котором ехал Иисус одежды... теперь требуют Его смерти? Почему над Тем, Кто сделал столько добра, творил чудеса, исцелял, ободрял, пробудил надежду на прощение от Бога... зубоскалили и хохотали, каждый норовил ущипнуть, ударить, оскорбить?..
На Божественную любовь человек ответил хамской злобной неблагодарностью...
Днем совершается вынос Плащаницы. Христос умер около 3 часа дня. Потряслась земля, сокрыло лик свой солнце... лишь люди как ни в чем ни бывало пошли по своим домам к праздничной трапезе Песаха. Мы собираемся в храмах днем для того, чтобы оплакать Почившего и воздать Ему последнее целование.
Во время Входа на Вечерне диакон провозглашает: Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий. У Христа отняли последнее, что у Него было.. У Христа, возвращающего умерших детей родителям, кормившего многотысячные толпы, превращавшего воду в вино... у Него, всего Себя расточающего и расточившего отняли последнюю рубашку и ту поделили меж собою.
На Малом Повечерии священнослужители читают трогательный канон, называемый в народе: «Плач Богородицы». Сочиненный святым Симеоном Метафрастом в X веке, этот канон состоит из тропарей, которые передают плач и скорбь Богоматери, стоящей у Креста, на котором висит Ее Сын.
Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече Чистая, но даждь слово, Благий, Рабе Твоей.
Едину Надежду и Живот, Владыко Сыне Мой и Боже, во очию свет Раба Твоя имех, ныне же лишена бых Тебе, сладкое Мое Чадо и любимое.
Мертва Тя зрю, Человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся, уязвляюся люте утробою. Хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше, не терплю бо без дыхания мертва Тя видети.
Наступает день великой тишины.