Наши предки любили свои храмы, всячески их украшали, заботились о благолепии. В этом выражалась народная любовь к Богу и его святым. Вся жизнь русского человека, от крещения до отпевания, была связана с приходским храмом. Он был поистине вторым домом ...

Архив новостей

Наши предки любили свои храмы, всячески их украшали, заботились о благолепии. В этом выражалась народная любовь к Богу и его святым. Вся жизнь русского человека, от крещения до отпевания, была связана с приходским храмом. Он был поистине вторым домом ...

Наши предки любили свои храмы, всячески их украшали, заботились о благолепии. В этом выражалась народная любовь к Богу и его святым. Вся жизнь русского человека, от крещения до отпевания, была связана с приходским храмом. Он был поистине вторым домом. И отношение к нему было соответствующим.
Однако во многих древнерусских городах особое благоговение люди испытывали к главному собору. Он был смысловым центром всей земли, сосредоточением региональной самоидентичности, знаменем местного патриотизма. Таковыми стали собор Святой Софии в Великом Новгороде, Троицкий собор Пскова, Успенский собор в Смоленске, Спасский собор в Твери.
В этом же ряду находится и Благовещенский храм древнего города Витебска. Ровесник Москвы, этот памятник архитектуры 40-х гг. XII в., находится на левом берегу Западной Двины в самом центре города. Для витеблян эта церковь всегда была особо почитаемым местом. Покидая город или возвращаясь в него, жители традиционно били челом «светлому Благовещению».
Архитектура храма уникальна для Руси. Это крестово-купольное 6-столпное строение с одной апсидой, высоким цоколем, с крещатыми столбами внутри и хорами над нартексом. Здание сложено из тесаных блоков доломита, перемежающихся поясами плинфы. Такая строительная техника была широко распространена в этот период на Балканах. Поэтому есть предположение, что церковь была построена сербскими или болгарскими зодчими, которых привезли в Витебск полоцкие князья.
Дело в том, что в 1130 г. над полоцкими Изяславичами, которые владели в том числе и Витебском, состоялся суд русских князей, по приговору которого их вместе с семьями лишили уделов и выслали из страны. «Рогволдовых внуков», давно враждовавших с потомками Ярослава и проигравших в этой борьбе коалиции во главе с великим князем Киевским Мстиславом Владимировичем, отправили в Царьград, к свату последнего – императору Иоанну II Комнину. Кесарь привлек их к участию в своих военных операциях, в том числе в походах на сарацин.
Мстислав Владимирович раздал уделы опальных князей своим родственникам с расчетом на то, что Изяславичи навсегда устранены с политической сцены. Но не прошло и двух лет, как всесильный сын Мономаха умер, и в 1140 г. его брат Ярополк разрешил полоцким князьям вернуться на Русь. Видимо, собираясь домой, они пригласили с собой тех мастеров, что и возвели на территории витебского Нижнего Замка чудную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Через сто лет после возвращения полоцких князей в Благовещенском храме состоялось знаменательное событие – праправнучка одного из них, Александра Брячиславна, обручилась с Новгородским князем, святым благоверным Александром Невским. В честь этого события в 1993 году рядом с храмом была построена деревянная церковь в честь святого Александра, а в 2016 году открыт памятник княжеской чете.
В XIV веке витебщина оказалась в составе Великого княжества Литовского. В 1596 г. была подписана Брестская уния, фактически упразднявшая Православие на этой территории, и через 25 лет Благовещенский храм был отдан униатам. Греко-католический архиепископ Иосафат Кунцевич распорядился замазать древние фрески побелкой. Этот факт стал одним их многих, приведших к трагической развязке - 12 ноября 1623 г. чаша терпения витеблян переполнилась, они напали на архиерейский дом и убили Кунцевича. Восстание было подавлено, зачинщики казнены, а с Благовещенского храма в наказание сняли колокола.
В 1772 г. Витебск вошел в состав Российской Империи. К сожалению, незадолго до этого церковь была до неузнаваемости перестроена в стиле барокко, превратившись в бескупольную базилику с двумя башнями и щипцом.
За семь лет до Полоцкого воссоединительного собора, в 1831 г. Благовещенский храм был возвращен православным.
Во время Великой Отечественной войны здание храма не было разрушено, но пострадало от пожара. Сразу после освобождения Белоруссии знаменитый архитектор и реставратор П.Д. Барановский произвел обмеры и подготовил проект реставрации.
Дальнейшая судьба Благовещенской церкви трагична. В 1953 г. храм был принят на госохрану. Но через восемь лет витебские власти добились отмены этого решения. 800-летний памятник оказался помехой для устройства трамвайного разворотного круга, и его начали готовить к сносу. Несмотря на публичные протесты ученых, в частности, академика Б.А. Рыбакова и того же П.Д. Барановского храм варварски ломают шар-бабой. Как будто издеваясь над здравым смыслом и исторической памятью, меньше чем через месяц после сноса Совет Министров БССР постановил взять под охрану руины церкви. Благо, вандалы из горисполкома не сильно усердствовали - остатки старинной кладки местами достигали 5 метров в высоту. На руинах провели раскопки и законсервировали их.
В 1992 г. был разработан проект воссоздания церкви в первоначальном, древнейшем виде. На Рождество Христово 1999 года архиепископ Димитрий отслужил первую службу в восстановленном храме, ставшем символом возрождения Православия на Витебщине. Фрагменты оригинальных стен оставили неоштукатуренными, чтобы можно было их видеть и помнить о бессмысленном разрушении начала 1960-х гг. В 1998 г. храм освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
К Благовещению 2006 года иконописцы завершили роспись храма, и Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Филарет еще раз освятил возрожденную из небытия святыню Белорусской и всей Русской Православной Церкви.
Посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Витебске вы можете в любой день по адресу: Замковая улица, д.1.


 

 


 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе