Вход Господень в Иерусалим  В XVI-XVII веках на праздник Входа Господня в Иерусалим жители Москвы и некоторых других городов России становились свидетелями необыкновенной процессии – “Шествия на осляти”. Этот, ныне во многом забытый, обряд, относится к...

Архив новостей

Вход Господень в Иерусалим В XVI-XVII веках на праздник Входа Господня в Иерусалим жители Москвы и некоторых других городов России становились свидетелями необыкновенной процессии – “Шествия на осляти”. Этот, ныне во многом забытый, обряд, относится к...

Вход Господень в Иерусалим

В XVI-XVII веках на праздник Входа Господня в Иерусалим жители Москвы и некоторых других городов России становились свидетелями необыкновенной процессии – “Шествия на осляти”.
Этот, ныне во многом забытый, обряд, относится к категории паралитургических. Мы уже писали о другой интересной традиции подобного рода – Пещном действе.
Подробное описание Шествия на осляти нам оставил Адам Олеарий — немецкий путешественник, географ, историк и математик. В качестве секретаря посольства Шлезвиг-Голштинского герцога он трижды посетил Россию. Олеарий тщательно вел путевые заметки и в 1647 г. опубликовал их.
Далее приводится отрывок из первого русского издания труда Олеария, подготовленного Павлом Барсовым в 1870 г. и изданного в Москве под заголовком «Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 годах, составленное секретарем посольства Адамом Олеарием». Орфография изменена на современную. В квадратных скобках приведены наши комментарии.

“10-го Апреля [1636 года], в Вербное Воскресенье, в которое у Русских празднуется вшествие Христа в Иерусалим, был торжественный крестный ход. Для присутствования при этом торжестве Великий князь, у которого накануне мы испрашивали позволения, прислал послам их обычные две лошади, а для остальных еще 15 других лошадей. Приказано было поместить нас на возвышенном несколько месте, против дворцовых ворот, и отсторонить от нас Русских, которых собралось у Дворца более 10 человек, собственно для того, чтобы лучше нам видеть крестный ход. За нами, тоже на некотором возвышении, помещены были персидские послы и состоящие при них. Крестный ход, совершавшийся от дворца в церковь Иерусалим [имеется в виду Входиерусалимский придел собора Покрова на Рву], происходил в следующем порядке:
Прежде всего, Великий князь со своими боярами отправился в церковь Марии (Успенскую) [имеется в виду Успенский собор Московского Кремля], и слушал там обедню; потом он вместе с Патриархом начал торжественное шествие из дворца.
Впереди всего, на больших широких, но низких дрогах везли дерево, увешанное яблоками, финиками и изюмом; на дереве (около?) сидело 4 мальчика, в белых рубахах и пели: «Осанна».
Затем следовали священники, в белых же певческих и дорогих церковных облачениях, несли хоругви, кресты и образа, водруженные на длинных древках, и также пели; некоторые были с кадилами, которыми и кадили к народу. За этими шли знатнейшие гости или купцы, а потом дьяки, писари, секретарь и, наконец, князья и бояре, из которых иные несли пальмовые ветви (вербы).
За тем уже шел Царь в богатой одежде и с короной на голове. Его вели под руки два знатнейших царских советника, князь Иван Борисович Черкасский [двоюродный брат и ближний боярин царя Михаила Федоровича, глава правительства в течение 20 лет] и князь Алексей Михайлович Львов [на тот момент окольничий, видный дипломат]. Сам царь вел на длинном, поводу лошадь Патриарха. Лошадь покрыта была попоной, с длинными ушами, наподобие ослиных. Патриарх сидел боком, на нем была белая круглая шапка, унизанная крупнейшим жемчугом, и поверх ее тоже корона. Он держал в правой руке золотой, усыпанный драгоценными камнями, крест и благословлял народ, толпившийся вокруг. На эти благословения народ низко кланялся и молился на крест. По сторонам и позади патриарха шли митрополиты, епископы и другие священники, кто с книгой, кто с кадилом. До 50 мальчиков, одетых в красном, забегали вперед Великого князя, снимали с себя эти красные одежды и постилали ими дорогу; другие же, вместо одежд, постилали на землю разноцветные куски сукна, локтя в два длиною; и то и другое делалось для того, что Великий Князь и Патриарх шествовали по этим одеждам и сукну. Поравнявшись с послами, которые поклонились ему, Великий князь приостановился, послал к ним главного своего переводчика, Ганса Гельмса, спросить о здоровье их, и, обождав возвращения к себе переводчика, продолжал свое шествие в церковь. Пробыв там с полчаса, все вышли обратно в прежнем порядке; Великий Князь, опять поравнявшись с местом, где были послы, в другой раз приостановился, приказав сказать им, что они этот день будут кушать от его стола; вместо того, впрочем, продовольствие нам в этот день выдано было обыкновенное, только в двойном количестве.
Патриарх дает обыкновенно Царю за то, что этот ведет его лошадь, 200 руб. или 400 рейхсталеров. Этот праздник Ваий празднуется и во всех других Русских городах с такою же обрядностью. Место Патриарха занимает тогда епископ, или священник, а Великого князя — воевода”.

 


 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе