Сегодня Православная Церковь вспоминает необычного святого. Он пострадал не в Палестине, не в Римской Империи и не в России. Он жил, исповедовал Христа и умер за него в местах, где, как многие думают, вообще никогда не был христиан,– в Центральной Азии...

Архив новостей

Сегодня Православная Церковь вспоминает необычного святого. Он пострадал не в Палестине, не в Римской Империи и не в России. Он жил, исповедовал Христа и умер за него в местах, где, как многие думают, вообще никогда не был христиан,– в Центральной Азии...

Сегодня Православная Церковь вспоминает необычного святого. Он пострадал не в Палестине, не в Римской Империи и не в России. Он жил, исповедовал Христа и умер за него в местах, где, как многие думают, вообще никогда не был христиан, – в Центральной Азии.
Речь идет о мученике Иоанне Мервском.
Митрополит Владимир (Иким), более 20 лет возглавлявший Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию, сказал о мученике: «Его имя не было записано в Церкви. Я впервые встретил это имя у мусульманских писателей-историков. Долго изучал этот вопрос, а потом обратился в Москву, в Комиссию по канонизации святых, чтобы этот святой был включен в Православный календарь. И вот теперь Церковь чтит память Иоанна Мервского».
Память св. Иоанна была обнаружена владыкой Владимиром в средневековом календаре православной (мелькитской) общины Хорезма. Точное время мученической кончины св. Иоанна неизвестно. Митрополит Владимир высказал предположение, что он пострадал от язычников-персов еще в доисламский период в IV в. Однако персидский историк Аль-Бируни, живший на рубеже Х и XI вв., называет мученика «Новым» и пострадавшим «в наше время», что говорит о том, что Иоанн жил незадолго до Аль-Бируни.
Трудно в это поверить сейчас, но когда-то Мерв был одним из крупнейших городов не только Центральной Азии, но и всего мира. Одноименный оазис расположен на территории современной Туркмении, на реке Мургаб, которая течет на север из Афганистана, на южном краю пустыни Каракумы. На рубеже нашей эры Мерв — один из главных городских центров Парфии с площадью в 60 км² и несколькими кольцами стен.
Уже в IV веке Мерв стал резиденцией православного митрополита в Хорасане (историческая область, включавшая часть территории современных Ирана, Афганистана, Туркмении).
Первым архиереем Мерва значится Бар Шаба. Он излечил от болезни и изгнал беса из Шираран, жены шахиншаха Шапура I (240 — 271). Она попросила Бар Шабу крестить ее, и за это была сослана царём в Мерв. Там она начала миссионерскую деятельность, построила храм и призвала в Мерв Бар Шабу, который развернул масштабную кампанию по христианизации региона. Достаточно долгое время в Мерве выпускали монеты с изображением креста.
При Аббасидах (династия арабских халифов в VIII-XIII вв.) Мерв стал одним из главных центров арабской учёности, в нем числится до десяти библиотек. Временное проживание халифа Абдуллаха аль-Мамуна в Мерве фактически сделало город столицей Арабского халифата. К слову, аль-Мамун был покровителем науки, он основал в Багдаде обсерваторию и стал первым исследователем пирамиды Хеопса.
Наивысшего расцвета Мерв достиг в середине XII века, когда султан Санджар сделал его столицей государства Сельджукидов. В это время Мерв поражал современников размахом своих построек и огромным населением, которое, по некоторым оценкам, было больше, чем население Константинополя и Багдада. Арабские и персидские географы называли его «матерью мира», «главным городом Хорасана» и столицей Восточного исламского мира. Письменные источники также свидетельствуют о большой библиотеке и медресе, а также о многих других крупных культурных учреждениях. Базар Мерва считался лучшим в Иране и Хорасане.
К началу монгольского вторжения в Мерве, по некоторым оценкам, проживало до 500 000 человек.
В 1220 году город был разрушен войсками Джучи, сына Чингисхана. Арабский историк Ибн аль-Асир писал: «Неверные сожгли город, сожгли гробницу султана Синджара и разрыли его могилу, разыскивая деньги. Все это происходило в течение трех дней. На четвертый день [Джучи] приказал перебить всех жителей, заявив: “Эти не повиновались нам!” И всех их убили. Он приказал сосчитать убитых, и тех оказалось около 700 тысяч». Если к этому времени и сохранялась христианская община Мерва, то она целиком погибла вместе с остальными жителями города.
Хотя Тимуриды через 200 лет привели в порядок ирригационные сооружения Мерва, город не смог достичь былого величия, и со временем поселение было перенесено на место современного туркменского города Мары.
С приходом в эти места русских началось археологическое исследование Мервского оазиса. Раскопки и письменные источники показали, что христианство в доисламской Центральной Азии было неоднородным – здесь сосуществовали приверженцы различных конфессий: православные (мелькиты), несториане, монофизиты-яковиты и др.
Некрополь, включавший христианские погребения, который был открыт к западу от городища, функционировал с III по VI в. Православным принадлежал небольшой монастырь, руины которого находятся в северо-восточном углу Гяур-калы. Он был построен в конце IV в., и в середине VI в. покинут обитателями, может быть, вследствие давления со стороны несториан.
Бурная история Центральной Азии, пережившей периоды подъема и упадка, многие опустошительные набеги и завоевания, включает в себя не только историю ислама, но и христианства, давшего миру самобытную культуру, собственных миссионеров, епископов и святых мучеников. Одним из которых является святой Иоанн Мервский, память которого мы сегодня совершаем.
По удивительному совпадению именно в этот день в 2011 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви была открыта новая страница в истории Православия в Центральной Азии – Ташкентская епархия была преобразована в Среднеазиатский митрополичий округ, включающий сегодня три епархии.

 

 


 

Ещё в разделе