– Ты Васоевич?
– Не знаю, моя фамилия Петрович.
– Какую славу ты празднуешь?
– Святого Александра Невского.
– Значит, ты Васоевич!
Такой на первый взгляд странный диалог можно услышать и в Черногории, и в Сербии, и в Боснии – на всем пространстве бывшей Югославии, где расселились представители одного из крупнейших черногорских племен Васоевичей. Многочисленные потомки легендарного Васы сегодня носят самые разные фамилии, но всех их объединяет то, что святым покровителем рода является русский святой – благоверный великий князь Александр Невский.
Крестная слава — это уникальная традиция, отличающая сербов от других православных народов. Если, например, у русских и греков небесный покровитель у каждого свой – тот, чье имя он получил при крещении, то у сербов он был выбран много веков назад для всей семьи и передается по наследству по мужской линии. Таким образом, именины сербы празднуют коллективные, и это по-настоящему большой праздник, на который собираются все, даже самые дальние, родственники, объединенные памятью святого.
Учитывая то, что население Сербии было крещено в VII-IX веках, вполне естественно, что небесными покровителями сербских семей в основном являются святые первых веков христианства: Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Николай Чудотворец. Но встречаются и исключения, как у Васоевичей, отмечающих крестную славу в день памяти святого Александра Невского – Лесендровдан, как называют этот день сербы.
О том, как же так вышло, читайте далее.
Икона св. Александра Невского, переданная Россией в дар строящемуся храм Преображения Господня в городе Баня-Лука, Республика Сербская
Знакомство
Вряд ли сербы знали что-либо об Александре Ярославиче до середины XVI века. Но в царствование Ивана Грозного произошло два важных события. В 1547 году великий князь Александр был официально канонизирован собором Русской Церкви. И в тот же период заметно активизируются культурные контакты между балканскими православными народами и Россией. Молодой царь, воспитанный святителем Макарием как правитель “Третьего Рима”, самодержец последнего православного царства на Земле, взял на себя бремя опеки над всеми единоверцами, страдающими под турецким игом. В те времена в Московскую державу массово едут православные архиереи, игумены, простые монахи со всех концов Османской империи – от Сирии до Далмации. Они везут иконы, мощи, книги. А уезжают с серебром, соболями, церковной утварью – всем, что может помочь им прожить еще год-другой в тяжелых условиях мусульманского владычества. Благодаря этим визитам русские узнают про сербских святых, в Сербии – про русских. Иван Грозный приказывает среди прочих изобразить на стенах Архангельского собора святителя Савву, преподобного Симеона и мученика Лазаря. Лицевой Летописный Свод подробно пересказывает и житие первого сербского архиепископа, и повесть о Косовской битве.
Лицевой летописный свод — это самое крупное летописно-хронографическое произведение средневековой Руси, посвящённое событиям русской и мировой истории. Памятник был создан специально для царя Ивана Грозного в единственном экземпляре в 1568–1576 годах. Полный свод занимает 10 томов, всего они содержат около 10 тысяч листов. Слово «лицевой» в названии означает «иллюстрированный», то есть такой, где текст дополнен «лицами». В летопись вошли около 17 тысяч миниатюр.
Новопрославленный князь Александр, житие которого принесли на Балканы вернувшиеся из России путешественники, несомненно пришелся по душе сербам: он жил в годы правления святой династии Неманичей, он был современником сыновей святого Стефана Первовенчанного Радослава, Владислава и Уроша, правивших поочередно друг за другом. Для Сербии, как и для Руси, XIII век тоже был непростым временем. Междоусобицы, навязанный вассалитет сильных соседей – сперва Эпирского деспотата, затем Болгарского царства, давление католиков в лице латинских королевств, оккупировавших Византию, Венгрии, Венеции. Да и те же монголы не обошли Сербию стороной – страна была разорена батыевыми ордами. Проблемы Руси были понятны сербам, и Александр Невский не мог не вызвать их уважение за несгибаемую верность Православию. К тому же не знавший поражений русский полководец перед смертью принял монашеский постриг, так же как это делали многие из Неманичей, что тоже возвышало Александра в глазах сербского народа.
Святые царь-мученик Лазарь Косовский и благоверный князь Александр Невский. Фрагмент росписи храма св. Александра Невского в Углевике, Республика Сербская
Но особое почитание святого князя началось в Черногории в середине XVIII века, когда в день памяти Александра Невского Господь даровал победу упомянутым Васоевичам в бою с иноверцами. Накануне сражения православные воины молились благоверному Александру. Они дали слово в случае победы славить этого святого как своего покровителя во все последующие времена. Вера их была так сильна, что, отправляясь на смертный бой, сербы пели песню, которую их потомки исполняют и сегодня:
Помоги нам, Боже
и святой Лесендро!
Если будешь нам святой помощник,
будем славить мы тебя до века.
По преданию, во время битвы в небе появился святой князь Александр Невский и обратил турок в бегство. Черногорцы одержали победу, о чем хранят память до сегодняшнего дня. За пределами Республики Черногория в качестве крестной славы чествуют благоверного Александра несколько семей сербского города Крагуевац.
Освящение памятника св. Александра Невского в городе Андриевица, Черногория
Петра творенья
В XVIII столетии русско-сербские отношения получили новый импульс. Воюющий с Турцией Петр Первый стал первым российским монархом, который активно вел балканскую политику. Он призывал православных к восстанию, направлял эмиссаров, вербовал там грамотных специалистов. Офицерами петровской армии стали майор Йован Албанез, адмирал Матвей Змаевич, а также полковник Михайло Милорадович, чей праправнук и тезка сложит голову на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Ближайшим соратником императора и его порученцем по особо важным делам стал дубровинский серб Савва Владиславич-Рагузинский. Кроме того, по просьбе Карловацкого митрополита Моисея Петр направил в австрийскую часть Сербии русских учителей во главе с выпускником Славяно-Греко-Латинской академии Максимом Суворовым “для обучения тамошнего народа детей латинского и словенского диалектов”.
Таким образом русского царя Петра сербы знали и внимательно следили за его бурной деятельностью. А деятельность государя самым прямым образом коснулась святого Александра. Если при предыдущем державном сербофиле Иване Грозном Александр Невский был причислен к лику святых, то Петр Алексеевич вошел в историю, как человек, который перенес мощи благоверного князя из древней столицы, Владимира, в новую – Санкт-Петербург, поближе к местам боевой славы и в обоснование его имени. Если Александр – Невский, то пусть он пребывает на Неве, а не на Клязьме!
Фрагмент интерьера храма св. Александра Невского в Белграде, Сербия
Император основал большой монастырь, посвященный благоверному князю – Александро-Невскую Лавру, и учредил орден святого Александра Невского. В том же XVIII веке последнее упокоение в Лавре святого Александра нашли два сербских архиерея: Черногорский митрополит Василий III Петрович-Негош (1766) и последний (на тот период) патриарх Печский Василий Йованович (1772). Кавалерами ордена Александра Невского стали уже упомянутые Савва Рагузинский и Михаил Андреевич Милорадович.
Лития на могиле митрополита Василия Петровича-Негоша в Александро-Невской Лавре 10 марта 2023 г.
Все эти новости, несомненно, доходили до Балкан и вселяли в единоверных сербов надежду как на победу русских царей над турками, так и на молитвенную помощь святого Александра в их повседневных нуждах.
За слободу златну!
Избавление Сербии от османского ига произошло в XIX веке в результате череды восстаний и поддержки Российской Империи, которая не забывала о единокровных братьях во время всех переговорах с турками, регулярно ведшихся по причине поражений Порты в русско-турецких войнах.
Освобождение шло медленно. В 1830 году было восстановлено автономное Княжество Сербия в границах Белградского пашалыка. Затем границы расширялись, но по-прежнему большая часть сербского этноса оставалась под властью мусульман. В 1875 г. начался так называемый Восточный кризис: сначала в Герцеговине, затем в Болгарии вспыхнуло мощное антитурецкое восстание, жестоко подавляемое османской властью. Сербский князь Милан объявил Порте войну. Но силы были не равны, и княжество быстро оказалось на гране поражения. Тогда в Сербию хлынул поток добровольцев из России. Возглавил это движение герой туркестанской войны, генерал Михаил Черняев, получивший из рук Милана пост главнокомандующего сербской армией.
Походная церковь под Делиградом. Рисунок худ. В.Д. Поленова
Русские добровольцы привезли с собой походную церковь, освященную – конечно же! – в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Сначала этот палаточный храм развернули в самом центре Белграда, у здания университета. Затем он отправился на фронт, а после окончания боевых действий вернулся в столицу. Белградцы так полюбили русскую военно-полевую церковь, что пожелали возвести постоянный Александро-Невский храм – как символ их благодарности России за деятельную помощь, за, фактически, спасение страны от верной гибели, и победу, принесшую Сербии долгожданный суверенитет. Так в столице Сербии, в районе Дорчол, появился храм во имя святого Александра Невского.
Отношения России и Сербии последней четверти XIX века трудно назвать простыми. Страны то сближались, то отдалялись. Царь-освободитель Александр IIв своей политике на Балканах больше опирался на Болгарию, Обреновичи тяготели к Австрии.
Жертвой политических интриг стал ни в чем неповинный Александро-Невский храм. Спустя 14 лет он был снесен городскими властями, несмотря на протесты прихожан и митрополита. Это деяние стало ни чем иным как австрийской пощечиной русскому императору, носящему, как и его отец, имя святого Александра. Официальной причиной было названо нарушение храмом “целостности планировки города и ближайших улиц”.
По иронии судьбы правителем Сербии в тот момент был король из династии Обреновичей, которого тоже звали Александром. В 1903 году королевская чета была жестоко убита группой заговорщиков-офицеров. К власти в Сербии вернулась династия Карагеоргиевичей.
Тезоименитый король
В 1904 году в монастыре Жича состоялась коронация Петра I, внука героя сербского народа Карагеоргия. Король Петр был русофилом, и тут же направил своего младшего сына в Санкт-Петербург, где он был принят царем Николаем II как родной и устроен на учебу в Пажеский корпус.
Пажеский Его Императорского Величества корпус — самое престижное военно-учебное заведение Российской империи, поставлявшее кадровых офицеров лейб-гвардии. Учреждён корпус был Елизаветой Петровной в 1759 году для обучения юношей, служивших при дворе в чинах пажа и камер-пажа. Выпускники Пажеского корпуса дали России целую вереницу выдающихся военных и иных деятелей. Например, двух фельдмаршалов — Ивана Паскевича и Иосифа Гурко.
Как вы уже догадываетесь, молодого сербского принца звали Александром.
В 1906 году Александр Петрович вернулся на родину, и через три года стал официальным наследником сербского престола.
Принц Александр Карагеоргиевич в 1904 году
Как мы знаем, сербская традиция не предполагает крещения младенцев во имя того или иного святого – небесный защитник придается семье, а не индивиду. Но во время пребывания в Санкт-Петербурге, общаясь с царской семьей, посещая Александро-Невскую Лавру, принц Александр полюбил святого Александра Невского и стал почитать его своим покровителем. Поэтому, вскоре после возвращения домой он выступил с инициативой восстановить снесенный храм в Дорчоле.
В 1912 году на новом месте, на площади, образованной Душановой, Досифеевой, Скандербеговой и Французской улицами, началось строительство новой церкви, закладной камень которой был освящен митрополитом (будущим патриархом) Димитрием в присутствии кронпринца Александра Карагеоргиевича. Примечательно то, что это был первый храм Сербии, проект которого разработала женщина – архитектор Елизавета Начич. Первая мировая война, принесшая страшные страдания сербскому народу, задержала строительство церкви, поэтому она была завершена лишь к 1929 году. К этому времени в Королевстве Югославии проживало несколько десятков тысяч русских беженцев, нашедших здесь убежище от ужасов революции и гражданской войны. Среди них было много деятелей науки и искусства. Один из них, архитектор Василий Андросов, принял участие в возведении дорчолской церкви, принявшей в итоге черты моравской школы сербского зодчества конца XIV – начала XV вв. Мраморный иконостас, первоначально предназначенный для храма-усыпальницы Карагеоргиевичей на Опленце, был подарен королем Александром церкви святого Александра Невского, которая, наконец, была освящена 23 ноября 1930 года.
Александро-Невский храм в Белграде
Поныне Александро-Невский храм на Душановой улице остается одной из главных достопримечательностей Белграда, украшением столицы Сербии. Кроме того, это еще и настоящий духовно-просветительский центр с большим приходом. При церкви действует миссионерская школа, отдел социального служения, школа хорового пения, школа каллиграфии, общество по защите верующих от сектантской деятельности, наркомании и алкоголизма, издательство. В Южной части храма находятся мемориальные доски, посвященные святому Царю Николаю II и русским добровольцам, а в северной – посвященные королю Петру I и всем сербам, павшим за свободу Отечества.
С именем Александра Карагеоргиевича связаны и другие храмы в честь святого Александра Невского на территории Югославии.
По распоряжению короля, с самого начала приказавшего оказывать полную поддержку русским беженцам, в марте 1920 года в казармы в центре Сараево (ныне столица Боснии и Герцеговины) прибывают из Крыма 263 кадета и 40 сотрудников и преподавателей Русского кадетского корпуса. Корпус был сформирован путем объединения кадров Киевского и Одесского, а также Полоцкого, Полтавского, Владикавказского, Донского, Сибирского и Хабаровского кадетских корпусов. В 1925 году к ним присоединились 35 курсантов из Шанхая. Директором этого учебного заведения стал генерал-полковник Борис Викторович Адамович.
Интерьер домовой Александро-Невской церкви Русского кадетского корпуса в Сараево
В одном из помещений на третьем этаже была устроена домовая церковь святого Александра Невского. Благоустраивали церковь кадеты и служащие корпуса своими руками. Иконостас был создан капитаном Г. Л. Ремметом и кадетом, будущим художником, Всеволодом Судзиловским. Центральное место в храме заняла икона Спаса Нерукотворного – полковой образ Симбирского кадетского корпуса.
По данным переписи в Сараеве проживало 616 русских, и большинство из них стали прихожанами Александро-Невской кадетской церкви.
Однако в 1929 г. корпус был переведен в Белу Цркву, что в Воеводине, на севере страны. И перед русской диаспорой встал вопрос организации собственного прихода. К большой радости эмигрантов, в Сараево был назначен священник Алексей Крыжко. Для богослужений арендовали помещение бывшей мастерской на улице Деспича, 6. Регент Ксения Комад собрала из молодежи церковный хор. Вера Бартенева возглавила сестричество. Снова нашлись добровольцы, сделавшие иконостас. Все иконы были написаны художником Чоглоковым. Александро-Невский приход действовал вплоть до 1948 года, когда режим Тито развернул репрессии против русских. Отец Алексей был арестован и шесть лет пробыл на каторге. В середине 1950-х гг. он вернулся в Россию и вскоре стал служить в Князь-Владимирском храме Ленинграда.
От пляжей Адриатики до шахт Семберии
В 1934 году на короля Александра было совершено покушение, он был убит террористами во французском Марселе, куда прибыл с официальным визитом. Его вдова, королева Мария, построила в память супруга небольшой храм во имя святого Александра Невского на острове Святого Стефана у черногорского города Будва. Церковь была возведена на фундаменте разрушенного к тому времени католического храма XV века и получила статус придворной. В июле 1938 года ее освятил патриарх Гавриил в присутствии королевы.
Королева Мария Карагеоргиевич на освящении храма св. Александра Невского на острове Святого Стефана.
Фото из газеты Време от 5 июля 1938 года.
Однако спустя 20 лет коммунистическое правительство Югославии приняло решение превратить остров в зону фешенебельных отелей с казино, спа и ночными клубами. Жители были выселены на материк, а храм святого Александра Невского уничтожен. Точнее говоря, кровля и колокольня были разобраны, в то время как стены и пол остались нетронутыми. Дело в том, что православные рабочие, получив приказ разрушить храм, испугались его выполнять. В итоге, стены они сохранили, прикрыв бетонной плитой – так получилась площадка для танцев. А основной объем церкви оказался замурованным и законсервированным.
В 2013 году Александро-Невская церковь возродилась самым чудесным образом. Несмотря на сопротивление администрации отеля и властей Будвы, которые всерьез предлагали возродить здесь, вместо православного, католический (!) собор, благодаря инициативности местных жителей и поддержке приснопамятного митрополита Черногорского Амфилохия (Радовича) в храме святого Александра вновь звучит молитва и совершается Божественная Литургия. Храм почти по крышу утоплен в гостиничный комплекс, и доступ к нему возможен только через лобби отеля. Тем не менее, это большая победа православных черногорцев, чтущих не только веру отцов, но и историю, и берегущих любовь к России и ее святым.
Александро-Невский храм на острове Святого Стефана, Черногория
Остров Святого Стефана, Черногория. Александро-Невский храм на переднем плане.
Интерьер Александро-Невского храма на острове Святого Стефана, Черногория
Наконец, в Сербской Православной Церкви появился целый монастырь святого Александра Невского. Находится он в Углевике, в Республике Сербской (энтитет в составе Боснии и Герцеговины), в 30 км. от границы с Сербией. Монастырь в этом шахтерском городке в регионе Семберия, находящемся между реками Дрина и Сава, и горами Маевица, возник из небольшого деревянного храма. Он был построен на базе российских миротворцев, которая размещалась здесь с 1996 года. Храм был освящен во имя святого князя Александра Невского 12 сентября 1997 года, и в нем совершались богослужения русским духовенством, командированном из России.
Согласно конституции Боснии и Герцеговины государство состоит из двух образований (энтитетов): Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. Последняя была создана в 1992 году как самопровозглашённое государство сербского народа, и стала составной частью БиГ по результатам Дейтонских соглашений, завершивших в 1995 году Боснийскую войну. У Республики Сербской есть все атрибуты государственной власти и суверенитета.
Иконостас для храма изготовил художник Вениамин Михайлович Сибирский, профессор кафедры живописи Московского художественного института имени В.И. Сурикова. Рядом с церковью на средства мэра Москвы Ю. М. Лужкова была построена небольшая колокольня. На колоннах колокольни можно увидеть две бронзовые иконы, созданные и подаренные Зурабом Церетели.
Монастырь св. Александра Невского в Углевике, Республика Сербская
После того как российский контингент завершил свою миссию в Республике Сербской и покинул страну в 2000 году, Александро-Невский храм был передан Зворницко-Тузланской епархии Сербской Православной Церкви. При монастыре учредили Духовно-культурный центр сербско-русской дружбы.
В 2020 году по благословению епископа Фотия на базе храма был учрежден женский монастырь. 5 мая 2023 года владыка Фотий назначил монахиню Филофею (Казанцеву) настоятельницей монастыря святого Александра Невского. До этого матушка Филофея прожила 12 лет в монастыре на греческом острове Эгина, где пребывают мощи святителя Нектария.
12 сентября 2023 года стало большим праздником для местных жителей – викарий Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, епископ Зарайский Константин, привез в Углевик частицу мощей святого князя Александра Невского.
Викарий патриарха Московского и всея Руси, епископ Зарайский Константин и епископ Зворницко-Тузланский Фотий в монастыре св. Александра Невского в Углевике, Республика Сербская
Память
В сентябре 2021 года в Русском доме в Белграде прошел Международный форум «Посвящение святому князю Александру Невскому». На форум приехали иконописцы, исследователи церковного искусства и специалисты по реставрации из России, Сербии, Румынии.
Участники форума и Россотрудничество передали в дар Патриарху Сербскому Порфирию икону святого Александра. Еще одна большая икона благоверного князя была отправлена строящийся храм Преображения Господня в столице Республики Сербской, городе Баня-Лука.
Как минимум три памятника святого Александра Невского на сегодняшний день находятся на территории бывшей Югославии. 18 ноября 2021 года патриарх Сербский Порфирий и наместник Александро-Невской Лавры, епископ Кронштадтский Назарий в присутствии мэра Белграда Зорана Радойичича, посла России в Сербии Александра Боцан-Харченко и губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова освятили бюст великого князя у стен храма в Дорчоле.
Патриарх Сербский Порфирий на открытии памятника св. Александру Невскому в Белграде
Памятник св. Александру Невскому в Белграде
“Точно такой же памятник Александру Невскому находится в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге. Он, как и многие православные святые, принадлежит к своему народу, но, преобразившись во Христе и по благодати Святого Духа, он вышел за границы своего народа, стал человеком Церкви, почитаемым не только православными народами, но и всеми людьми, которые чтят истину, — а как знаем мы, христиане, истина во Христе, и нет истины вне Его”, — сказал тогда патриарх Порфирий.
В 2023 году памятники святому Александру появились в черногорских Никшиче и Андриевеце. Последний считается “столицей” рода Васоевичей.
Епископ Будимлянский и Никшичский Мефодий на открытии памятника св. Александру Невскому в Никшиче, Черногория
К тому моменту уже три года как не было в живых митрополита Черногорского Амфилохия. Этот великий иерарх, 30 лет стоявший у кормила Православной Церкви в Черногории, был большим другом России, знатоком ее истории и ее святых. Владыка Амфилохий почитал святого князя Александра Невского и не единожды обращался к его светлому образу, проводя параллели с подвигом сербских святых.
В своей проповеди, произнесенной на престольном празднике в белградском храме 12 сентября 2008 года, митрополит Амфилохий произнес слова, которые послужат уместным эпилогом нашего рассказа:
“Подобным же образом святой Александр Невский сумел победить врагов Веры Православной и Отечества и утвердить историю великого русского православного народа по сей день, построив ее на правде Божьей и оставив ему в наследие свое знаменитое изречение «Бог не в силе, а в правде». То, что это именно так, было показано и в случае с этим честным князем, представившимся Господу в 1263 году после принятия монашеского пострига под именем Алексия, и всей историей человеческой. Это подтверждается и в наше время, и сегодня, и здесь, на наших просторах, где происходят великие и ужасные события, великая неправда.
Сильные мира сего проверяли и проверяют свою силу над многими людьми на земле, они проверяют свою силу и мощь над нами и нашим народом. Так было в 1941 году, так было и в 1991 году. Так происходит и сегодня в нашем Косово и Метохии. Безжалостные властители надеются на свое оружие, на свою силу, на свою мощь, хвалятся своими колесницами и конями, а мы, верные Божии, рода сербского святосавского, именем Господа Бога своего (Пс. 19:7). Как и во времена великомученика царя Лазаря, мы уповаем на Господа Бога нашего и на правду Его, глубоко убежденные, что в конце концов победит правда Божия, правда, содержащая землю и города, правда, сохраняющая порядок во всех этих земных беспорядках и царствующая над ними. Несмотря на то, что сегодня нам кажется, что торжествует несправедливость и насилие, особенно в Космете, где насилие князей мира показало всю свою жестокость, пытаясь установить окончательные меры человеческой жизни и в нашем регионе, но как это уже бывало в истории, живой свидетель чему у Бога и при жизни, и по кончине своей — святой Александр Невский, который скончался в тяжелейшие для России времена, оставляя большую её часть подвластной татарскому игу, Божья правда в конце концов победит”[i].
Икона св. Александра Невского. Работа сестер монастыря Жича, Сербия, 2015 г.
Рыжов И.А.
Ответственный секретарь
журнала «Православный паломник»
Информация для паломников:
Храм святого Александра Невского в Белграде
Адрес: Республика Сербия, г. Белград, улица царя Душана, 63b
Официальный сайт: https://невскихрам.срб
Храм святого Александра Невского на острове Святого Стефана
Адрес: Республика Черногория, община Будва, курортный поселок Свети-Стефан в 10 км. к югу от г. Будвы.
Координаты: 42.2563, 18.8913.
Монастырь святого Александра Невского в Углевике
Адрес: Босния и Герцеговина, Республика Сербская, регион Биелина, г. Углевик, 3 км. от центра города на запад по трассе М18 “Биелина-Тузла”, на берегу реки Яня, за ТЭС.
Координаты: 44.6842, 18.9611.
Источники:
https://azbyka.ru/palomnik/Церковь_благоверного_князя_Александра_Невского_(Будва)
https://balkanist.ru/ne-v-sile-bog-a-v-pravde-v-belgrade-poyavilsya-pamyatnik-aleksandru-nevskomu/
https://pravoslavie.ru/141975.html
https://pravoslavie.ru/147630.html
https://pravoslavie.ru/157692.html
https://www.pravoslavie.ru/srpska/print82370.htm
https://royalfamily.org/wp-content/uploads/2014/02/aleksandar-I-4.jpg
https://ruskidom.rs/2021/03/19/vasilij-polenov-i-serbija/
https://ruskline.ru/news_rl/2021/05/27/pochitanie_svyatogo_aleksandra_nevskogo_v_serbii
http://serbiaonline.ru/?p=31805
https://sobory.ru/photo/270955
Автор выражает благодарность Елене Аркадьевне Осиповой за помощь в подготовке статьи.
[i] Митр. Амфилохий (Радович). Свети Александар Невски и Цар Лазар Косовски // Часни Крст Христов и Косовски Завjет. Предавања, есеjи и бесjеде. Београд-Цетиње, 2011. С. 200.