Сегодня наша святая Церковь вспоминает подвиги двух новомучеников, в ХХ веке пострадавших – сщмч. Симеона Конюхова пресвитера (+1918); сщмч. Димитрия Касаткина пресвитера (+1942).
Священномученик Димитрий Васильевич Касаткин родился 24 октября 1884 года в селе Борис-Городок Можайского уезда Московской губернии в семье псаломщика. В 1900 году он окончил Звенигородское духовное училище, в 1906-м – Вифанскую духовную семинарию и был направлен учителем в церковно-приходскую школу в селе Милятино Можайского уезда. В 1916 году он был рукоположен во священника к Космо-Дамианской церкви погоста Гвоздня Бронницкого уезда, где и прослужил до дня своего ареста 20 лет.
Отец Димитрий был арестован 26 ноября 1937 года и заключен в коломенскую тюрьму. Здесь ему было предъявлено обвинение в том, что он произносил проповеди, совершал вокруг храма крестные ходы, а также агитировал против колхозов. Священник отклонил эти обвинения – одни как не содержащие никакого состава преступления, так как действия, в которых его обвиняли, входили в круг его не запрещенных властью пастырских обязанностей, другие, такие, как агитация против колхозов – как не имевшие места в действительности.
После допросов отца Димитрия отправили в Таганскую тюрьму в Москве. 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения, и он был отправлен в исправительно-трудовой лагерь Беломорско-Балтийского комбината. 23 декабря он прибыл в Медвежьегорск, где для него начались дни каторжного труда, выдержать которые в течение десяти лет вряд ли было возможно, но на первых порах здоровье позволяло ему выполнять норму.
В 1940 году, в день праздника Преображения Господня, отец Димитрий послал заявление в управление НКВД по Московской области с просьбой пересмотреть его дело. «Как священник, - писал он, - я обычно в праздничные дни произносил проповеди (как необходимую часть богослужения), в которых разъяснял то или иное событие из Священного Писания: его происхождение и значение с чисто религиозной точки зрения… Моя вина перед советской властью состоит в том, что я священник и совершал богослужение и другие религиозные обряды, которые советскими законами не запрещены; но это не может служить основанием для моего заключения. В лагерях работаю стахановскими методами, ни одного отказа от работы не имею, ни одного выговора за нарушение лагерной дисциплины у меня нет. Прошу управление НКВД по Московской области мое дело пересмотреть, а также прошу мой десятилетний срок отменить и освободить меня от заключения»
Отцу Димитрию было отказано в рассмотрении его просьбы на том основании, что он «новых доводов для вторичного рассмотрения дела не приводит», а его самого отправили этапом в Талажское отделение Кулойлага в Архангельской области.
Во время войны, в 1942 году, заключенные небольшого каторжного лагпункта остались без пропитания – властям было уже не до них. И многих в этих условиях ждала голодная смерть. Отцу Димитрию только что исполнилось пятьдесят восемь лет, из них – девять лет обучения, десять – служба на поприще народного просвещения, двадцать один год – служба пастырем и пять лет заключения. Священник Димитрий Касаткин скончался в Кулойлаге 28 октября 1942 года и был погребен в безвестной могиле.
СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС!
Больше о новомучениках читайте на сайте журнала «Православный паломник»