Фото: Святитель Тихон, патриарх Московский на памятнике 1000-летия Ярославля. Источник
Святитель Тихон жил на переломе эпох при переходе от Российской империи к Советской республике. Был в его биографии семилетний ярославский период, 1907–1914 годы, когда будущий Патриарх служил архиепископом Ярославским.
Из Северной Америки в сердце России
До приезда в Ярославль с 1898 года Тихон был епископом Алеутским и Северо-Американским. Память о Святейшем патриархе Тихоне живет на разных континентах.
18 марта 1907 года уже бывший архиепископ Алеутский Тихон отправился из Нью-Йорка в Россию. Его ждала Ярославская епархия. Как известно, в начале ХХ столетия в Российской империи насчитывалось 62 епархии. С конца XVIII столетия Ярославская епархия территориально совпадала с границами Ярославской губернии. В границах епархии к приезду владыки Тихона находилось 18 монастырей и 914 церквей.
С момента переезда архиерейской кафедры из Ростова Великого в Ярославль в 1786 году и до
Архиепископ Тихон прибыл в Ярославль 11 апреля 1907 года, о чём известили «Ярославские епархиальные ведомости»[2]. В неофициальной части того же номера была перепечатана корреспонденция из Нью-Йорка об отъезде владыки Тихона, в которой он по справедливости был назван «создателем американской православной церкви». Следующий сдвоенный номер епархиальной газеты № 16–17 от 22–29 апреля 1907 года в неофициальной части подробно описал приезд владыки в Ярославль.
В первой своей речи в кафедральном Успенском соборе владыка Тихон среди прочего говорил о том, что «слышал много отрадного о своей новой пастве, о любви ярославцев к благолепию храмов, о внимании их к пастырям, потому и это стечение народа как подтверждение такого положения, отрадно для него. В настоящее время увлечения западноевропейской культурой мы, русские, слишком стремимся обезличить себя. А любовь к православной вере и церкви к посещению храма и украшению его – отличительная черта русского народа, за которую уважают в русских и европейцы. «Храните эту любовь к вере и церкви православной, к посещению храмов» просил Архипастырь, а у духовенства и всей паствы содействия – себе в прохождении своего трудного служения». Как писал иеромонах Алексий, «массу впечатлений произвёл приезд Архиепископа Тихона, его внешность, его первое слово, его движения. И народ, расходясь по домам, вслух выражал свои чувства симпатии и уважения, которые уже успел снискать себе новый Владыка Ярославский»[3].
Первые недели пребывания на новой кафедре владыка Тихон посвятил знакомству с епархией и постановкой епархиального управления, а также посещению храмов и монастырей Ярославля и всей губернии, знакомству с местными духовно-учебными заведениями. Новый владыка сразу встретился с местными властями. Губернатор Александр Александрович Римский-Корсаков и вице-губернатор Владимир Павлович Кисловский оказывали новому епископу всяческую поддержку. В 1909 году Римского-Корсакова на посту губернатора сменил граф Дмитрий Николаевич Татищев, также управлявший губернией в тесном содружестве с владыкой.
По отзывам современников, руководство владыки Тихона было терпеливым и гуманным, и все полюбили архипастыря, охотно откликавшегося на приглашения служить в многочисленных храмах Ярославской епархии.
Архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон. Фотография предположительно сделана на освящении Свято-Никольского храма с. Горелово Мологского уезда в августе 1911 г. Рыбинский музей.
При владыке Тихоне в России и в Ярославской губернии отмечалось несколько важных юбилейных дат: 1908 год – 200-летие со дня кончины святителя Димитрия Ростовского,
Успенский кафедральный собор Ярославля ведет свою историю с XIII века. Основанный в 1215 году ростовским князем Константином Всеволодовичем, храм стал одним из древнейших духовных центров Северо-Восточной Руси. За столетия собор не раз страдал от пожаров и перестраивался, сохраняя статус главной святыни города. XX век принес храму тяжелые испытания. В 1918 году собор вместе с соседним зданием Демидовского лицея пострадал во время артиллерийского обстрела при подавлении антибольшевистского восстания. В 1929 г. разрушили колокольню и разогнали общину. Храм превратили в мастерскую, склад, а затем и зернохранилище. В 1937 году лишенный прежнего величия символ Ярославля был снесен.
Возрождение Успенского собора началось в 2004 году. 12 сентября 2010 года, в честь 1000-летия Ярославля, собор был освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В его стены вернулись святыни: мощи святых князей Василия, Константина, Федора и его сыновей, а также список чудотворной Ярославской иконы Божией Матери. Сегодня белоснежный храм с золотыми куполами, возвышающийся над Волгой, напоминает о многовековой православной традиции. Он стал не только местом молитвы, но и символом возрождения духовного наследия России.
Юбилеи и торжества
Значительным торжеством стали праздничные дни в Ростове Великом, связанные с 200-летием со дня кончины святителя Димитрия Ростовского. 28 октября 1908 года архиепископ Тихон служил литургию в ростовском Успенском соборе. После молебна владыка и другие гости посетили восстановленную Белую палату и осмотрели действующий в ней музей. Вечером в здании Димитриевского мужского духовного училища прошло юбилейное заседание. Была зачитана телеграмма императора Николая II: «Благодарю всех собравшихся в Ростове Великом за молитвенное чествование памяти святителя Димитрия и за выраженные ими чувства любви и преданности»[4]. Телеграмма императора подчёркивала особую значимость юбилейных торжеств и их общегосударственный статус.
К полувековому юбилею отмены крепостного права в населённых пунктах губернии открывались памятники Царю-Освободителю Александру II и часовни. Немногие из них пережили советский период, но есть пример богатого торгового ярославского села Вятское, где восстановление памятника Александру II в 2008 году жители считают началом возрождения села в современной России.
Памятник императору Александру II в с. Вятском Ярославской области. Установлен в 1911 г. Снят после 1917 г. Восстановлен в 2008 г.
В 1912 году в губернии, как и по всей России, отмечалось столетие изгнания Наполеона и заметно вырос интерес к собиранию материалов и изучению истории Отечественной войны 1812 года.
300 лет династии
1913 год был примечателен для Ярославля открытием железнодорожного моста через Волгу. Его торжественный пуск состоялся 21 февраля в присутствии губернатора Д. Н. Татищева, архиепископа Тихона и других гражданских и духовных лиц. Открытие нового моста было приурочено к 300-летию вступления Романовых на царствие. Граф Д. Н. Татищев отправил Николаю II телеграмму, в которой говорилось: «Священный для всей России день трехвековой годовщины вступления на Всероссийский престол первого венценосного предка Вашего Императорского Величества ознаменовался в Ярославле освящением выдающегося по размерам сооружения – Волжского железнодорожного моста». Император ответил: «Население губернии, а также всех присутствовавших на освящении железнодорожного моста благодарю за молитвы и выраженные чувства преданности». Мост позволял устранить разрыв в железнодорожной линии, а также избавиться от необходимости постоянной перегрузки пассажиров и грузов. И, наконец, в мае
Первые сведения о подготовке к празднованию 300-летнего юбилея правящей династии стали появляться в ярославской прессе с 1910 года. Накануне приезда Государя Императора «Ярославские епархиальные ведомости» обратились к истории Смутного времени и рассказали читателям о Патриархе Ермогене и о деятельности «Совета всея Земли» в Ярославле[5].
Достойно есть прославляти Тя, Владычице, присно спасающую землю Российскую. Се бо и святитель Тихон в Ярославстем храме Успения Твоего Государя Николая яко истиннаго Помазанника Божия срете и благодарственныя молитвы вкупе с ним о заступлении отечества нашего Тебе и Сыну Твоему принесе.
Богородичен 4-й песни Канона утрени Службы свт. Тихону Московскому
Путешествие Николая II по Волге повторяло путь Михаила Фёдоровича от Костромы до Москвы в 1613 году. Святейший Синод к памятной дате подготовил и издал 18 исторических брошюр по истории династии Романовых, распространявшихся по всей империи, включая Ярославскую губернию. Отправившись в юбилейное путешествие 15 мая 1913 года, царская семья посетила Владимир, Суздаль, Боголюбово, Нижний Новгород и Кострому.
В Ярославской губернии программа пребывания Их Императорских Величеств включала города Ярославль, Ростов Великий и Петровск. 21 мая
Архиепископ Тихон встречал гостей в кафедральном Успенском соборе. После молебна царская семья поклонилась мощам свв. ярославских князей Василия и Константина и приняла депутацию хоругвеносцев. Император Николай II посетил церковь Иоанна Предтечи, Спасо-Преображенский монастырь, церковь Ильи Пророка и Толгский Свято-Введенский монастырь[6]. Архиепископ сопровождал высоких гостей, и в Успенском соборе Ростова Великого так же, как в Ярославле, произнес им приветственные слова.
В древнем Ростове Великом Николай II и высокие гости осмотрели церкви на территории Ростовского Кремля, Белую палату и Княжьи терема, Спасо-Яковлевский монастырь и деревянную церковь Иоанна Богослова на реке Ишне. Далее путь царской семьи лежал в Петровск и Переславль-Залесский, относившийся к Владимирской губернии. В завершении визита император проехал через Сергиев Посад в Москву.
Приветственные слова архиепископа Тихона в кафедральном Успенском соборе в Ярославле и в Успенском соборе Ростова Великого были опубликованы в епархиальных ведомостях[7]. Владыка отметил: «300 лет тому назад Промысел Божий судил граду Ярославлю иметь важное благодетельное значение в судьбах нашего отечества. В смутное время здесь окончательно сформировалось и отсюда двинулось для освобождения Москвы от поляков знаменитое ополчение Минина и Пожарского. В Ярославле действовало тогдашнее временное правительство. Сюда же направился из Костромы и Царь Михаил Фёдорович по избрании Своем на Царство и пробыл здесь в древней обители боголепного Преображения Господня 26 дней. Отсюда были отправлены Его первые Царские грамоты и отдавались Им первые распоряжения по государственным делам». В Ростове Великом владыка Тихон напомнил о трагических и радостных событиях, свидетелем которых стал Успенский собор: «И как о древних христианских мучениках говорилось что кровь их есть семя христианства, так и страданию и поругания от врагов Ростовского Митрополита Филарета в соборе сем послужили и к его славе и к пользе Государства. Своим мужеством, терпением и мудростью он стяжал всеобщее уважение даже и у врагов и тем подготовил для себя патриарший венец, а для Сына Своего – Царский. И собор сей был очевидцем не только поругания своего Митрополита, но и славного вступления в него триста лет тому назад Сына Митрополита – Царя Михаила Фёдоровича. Так печаль в радость превратилась и радости всей никто уже не возьмёт у Ростовского Собора».
Памятник царям Михаилу Федоровичу и Николаю Александровичу Романовым в Новоспасском монастыре г. Москвы. Скульпторы Денис Стритович и Андрей Голубев.
С душевной благодарностью
В конце декабря 1913 года ярославская паства узнала о скором отъезде архиепископа Тихона. Его называли «любвеобильным, милостивым, общедоступным» пастырем. На прощание «Ярославские епархиальные ведомости» напомнили читателям биографию архиепископа Тихона[8]. Газета в течение долгого периода публиковала благодарственные письма и выступления в адрес владыки Тихона.
19 января 1914 года он служил прощальную литургию, а 20 января покинул Ярославль[9]. В прощальной речи владыка Тихон говорил о том, что день 19 января для него знаменательный – это день его рождения, и он вступил в пятидесятую годовщину своей жизни. В Ярославле владыка нашёл центр православия: обилие и благолепие храмов, религиозный, верующий народ. Пастыря и местных жителей связали действительно тёплые отношения, и старожилы не помнили, чтобы Ярославль провожал с такой единодушной признательностью кого-либо из своих архипастырей[10].
От Ионафановского женского епархиального училища в дар владыке Тихону был передана икона Николая Чудотворца, и Тихон принял дар с особой радостью, ведь в Вильно кафедральный собор был освящен в честь Николая Угодника. Адреса Тихону направили ярославский губернатор граф Татищев, ярославский городской голова П. П. Щапов, Епархиальный Училищный совет, Епархиальное попечительство о бедных духовного звания и т. д. Адрес губернатора подписали 180 гражданских и военных чинов и жителей города; как прощальный дар владыке были поднесены панагия, жезл и мантия. Городская дума Ярославля в знак признательности владыке Тихону учредила в трёх начальных училищах города Ярославля шесть именных стипендий в честь владыки Тихона для обучения шести «недостаточного состояния учеников».
Ярославская городская дума в 1914 году присвоила владыке почётное звание Почётного гражданина города. В Ярославле в дореволюционный период почётными гражданами стали 12 человек. Ярославский архиепископ Тихон был единственным духовным лицом среди почётных граждан города до 1917 года. В 2003 году следующим почётным гражданином Ярославля из числа священнослужителей стал архиепископ Михей (Хархаров) (1921–2005).
Архиепископ Тихон на освящении храма Спаса Нерукотворного в селе Кукобой Пошехонского уезда Ярославской губернии, май 1912 года.
Духовное преемство
На смену архиепископу Тихону 22 декабря 1913 года был назначен новый архиерей – Агафангел (Преображенский). Церковное начальство назначило Тихона архиепископом Виленским и Литовским. В «Ярославских епархиальных ведомостях» было опубликовано известие об этом: «Указом от Святейшего Синода, от 2 января 1914 года за № 3, дано знать о Высочайше утвержденном, в 22 день декабря 1913 года, всеподданейшем докладе Святейшего Синода и бытии Архиепископу Литовскому Агафангелу Архиепископом Ярославским и Ростовским и Архиепископу Ярославскому Тихому Архиепископом Литовским и Виленским»[11]. 5 февраля 1914 года архиепископ Агафангел прибыл в Ярославль[12].
Святитель Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский) родился 27 сентября 1854 г. в селе Могилы Тульской губернии в семье священника. Окончил Тульскую духовную семинарию (1877) и Московскую духовную академию (1881), где принял монашество с именем Агафангел. В 1882 году рукоположен в иеромонаха. С 1888 г. — ректор Иркутской духовной семинарии, возведен в сан архимандрита. В 1889 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Впоследствии управлял Тобольской, Рижской и Виленской епархиями. В 1913 г. назначен архиепископом Ярославским и Ростовским, активно занимался духовным просвещением и благотворительностью. После революции 1917 г. мужественно защищал Церковь от гонений. В 1922 г. арестован за сопротивление изъятию церковных ценностей и приговорен к трем годам заключения. После кончины патриарха Тихона, согласно его завещанию, стал Местоблюстителем Патриаршего престола, но из-за ссылки в Нарымский край не смог приступить к обязанностям. 16 октября 1928 года святитель скончался в Ярославле. Погребен на Леонтьевском кладбище. В 2000 году прославлен в лике священноисповедников на Юбилейном Архиерейском Соборе. Память совершается 16 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
На рубеже ХIХ–XX веков Агафангел неоднократно приезжал из прибалтийских епархий в Санкт-Петербург для присутствия на заседаниях Святейшего Синода. Именно здесь он познакомился с архиепископом Ярославским Тихоном. Современники и историки единодушно признают, что при обсуждении различных проблем церковной жизни обнаружилось их единодушие и взаимопонимание. В дальнейшем связь святителей не прерывалась. Служение Агафангела неизменно свидетельствовало о его духовном единении с Патриархом и о верности ему.
29 ноября 1917 года владыка Агафангел был возведен в сан митрополита, и Ярославская епархия, таким образом, вновь стала митрополией. Соответствующее решение Святейшего Синода, принятое по предложению патриарха Тихона, было опубликовано в последнем номере «Ярославских епархиальных ведомостей» за 1917 год[13].
Осенью 1918 года патриарх Тихон вновь посещал Ярославскую губернию. Он служил как в губернском центре, так и в Ростове Великом. В период начавшихся гонений на Русскую Православную церковь 16 (29) сентября 1918 года Патриарх Тихон освятил собор Казанской иконы Божией Матери в монастыре на Горушке в уездном центре Ярославской губернии – городе Данилове; архитектор В. А. Косяков. По некоторым сведениям, это был последний новый храм, освященный на территории страны вплоть до начала 1990-х гг.
Патриарх Тихон и митрополит Агафангел после освящения собора Казанского Даниловского монастыря. 29 сентября 1918 года.
Память добрую храним
За века истории одной из древнейших в России Ярославской кафедры среди ярославских архипастырей были действительно высоко образованные и выдающиеся по своим способностям деятели. Русская Православная Церковь прославила трех святых из числа местных архиереев Синодального периода – святителей Филарета (Дроздова), Тихона (Беллавина) и Агафангела (Преображенского).
Для ярославцев остался памятен период пребывания святителя Тихона во главе местной епархии. В Дзержинском районе Ярославля в настоящее время достраивается Свято-Тихоновский храм («Храм святителя Тихона, Патриарха Всероссийского).
Виктория Михайловна Марасанова,
доктор исторических наук, профессор, завкафедрой Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
г. Ярославль
Информация для паломников:
Паломнический Центр Ярославской Епархии «Ярославский Паломник»
№ 17 в Едином реестре Паломнических служб (центров) Русской Православной Церкви
Тел: +7 4852 72 77 20 (пн – пт. с 10 до 17.00)
+7 (920) 654-59-51; +7 (910) 971-31-94
Адрес: г. Ярославль, Богоявленская площадь, д.4
Email: yarpiligrim@yandex.ru
Официальный сайт: https://yarpalomnik.ru/
[1] ЯЕВ, 1906, 5 ноября, № 45, неофициальная часть.
[2] ЯЕВ, 1907, 15 апреля, № 15, официальная часть.
[3] ЯЕВ, 1907, 6 мая, № 18, неофициальная часть.
[4] ЯЕВ, 1909, 29 ноября, № 8, неофициальная часть.
[5] ЯЕВ, 1913, 19 мая, № 20, неофициальная часть.
[6] ЯЕВ, 1913, 9 июня, № 23, официальная часть.
[7] ЯЕВ, 1913, № 22, официальная часть.
[8] ЯЕВ, 1914, 19 января, № 3, неофициальная часть.
[9] ЯЕВ, 1914, 24 января, № 4, неофициальная часть.
[10] ЯЕВ, 1914, 9 февраля, № 6, неофициальная часть.
[11] ЯЕВ, 1914, 5 января, № 1, официальная часть.
[12] ЯЕВ, 1914, 9 февраля, № 6, официальная часть.
[13] ЯЕВ, 1917, 5–26 ноября, № 44–48, официальная часть.