Так же как и русскому, сербскому народу в XX веке было суждено сполна испить чашу мученичества и исповедничества. Страшное двадцатое столетие унесло и покалечило жизни миллионов лучших сынов и дочерей Сербии. Они гибли под австрийскими снарядами на Дрине и замерзали в албанских горах, умирали от тифа на Корфу, от ножей усташей в Ясеноваце, от пуль коммунистов на Ада Циганлия и от натовских бомб по всей стране.
Но «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22). Молитвами сербских святителей и страстотерпцев, крепкой верой простого народа «Живела Србиjа!». И зримым символом этой веры и победы над смертью высится сегодня над Белградом собор святого Саввы.
Скорбный путь прошлого века прошел со своим народом все-сербский учитель, столп и утверждение Православия, святой преподобный Иустин (Попович).
монастырь прп. Прохора Пчиньского, Южная Сербия. Фото автора
Рожденный на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 1894-го года мальчик получил имя Благое. Семья Поповичей жила в южном городе Вранье и регулярно ездила в монастырь преподобного Прохора Пчиньского, где Благое не раз становился свидетелем чудесных исцелений. Отрок прилежно учился, с детства читал Евангелие и, выдержав сложный экзамен, поступил в Белградскую семинарию, где его учителем стал (и оставался всю жизнь) будущий святитель Николай (Велимирович). В семинарские годы Благое узнал и навсегда полюбил труды Федора Михайловича Достоевского, чьей философии посвятил свою первую серьезную богословскую работу.
прп. Иустин с семьей
Благое не успел принять монашеский постриг из-за начавшейся Первой мировой войны. Юноша был зачислен в медицинскую роту. Не покладая рук он служил в госпитале в Нише, сам чуть не умер от тифа и со всей армией, королем Петром и митрополитом Димитрием прошел «албанскую голгофу» до самого Адриатического моря, где, наконец, принял ангельский образ и был наречен Иустином в честь свщмч. Иустина Философа.
Благое Попович (в центре) на фронте. 1915 год
В числе наиболее одаренных молодых семинаристов Иустин был направлен на учебу в Санкт-Петербургскую духовную академию. Однако из-за всё нарастающей анархии инок был вынужден покинуть так полюбившуюся ему Россию и переехать в Англию, где в то время находился Николай (Велимирович). Под его руководством Иустин завершает дипломную работу по Достоевскому. Там, в Оксфорде, возможно, впервые он осознал, какая пропасть лежит между православным и католическо-протестантским мировоззрениями, пропасть, не позволяющая говорить ни о каком экуменизме. Несмотря на безупречность сочинения, Иустину не удается защитить диплом: британские профессора не смогли принять его критику западного гуманизма и антропоцентризма.
Николай Велимирович (свт. Николай Сербский). 1910-е гг
По окончании войны Иустин возвращается на родину. Митрополит Димитрий, вскоре ставший Патриархом, рукополагает его в иеродиаконы и отправляет для дальнейшей учебы в Афины. В последующие годы он, уже приняв священнический сан, преподает в различных учебных заведениях и пишет главный труд своей жизни – трехтомную «Догматику Православной Церкви», в которой наиболее полно излагает своё богословие. В основе учения прп. Иустина лежит идея о Богочеловечестве.
прп. Иустин с учениками Николой Удицким (буд. Григорий, епископ Западноамериканский), Любославом Войиновичем (буд. Хризостом, епископ Браничевский) и Тихомиром Костичем (буд. Василий, епископ Жичский)
«Все истины Православия выводятся из одной истины и сводятся к одной истине, безграничной и вечной. Эта истина – Богочеловек Христос... Православие – не что иное, как чудесная Личность Богочеловека Христа... продолженная как Церковь... Что есть сущность Православия? – Богочеловек Христос. Следовательно, все православное имеет богочеловеческий характер: и сознание, и чувства, и воля, и мышление, и этика, и догматика, и философия, и культура. Богочеловечество – это единая категория, в которой движутся и осуществляются все проявления Православия»
Как пишет ученик прп. Иустина, владыка Афанасий (Евтич), «по его «Догматике» началось преподавание в богословских и теологических школах и на факультетах Греции, Болгарии и США, и мы можем с уверенностью сказать, что сербская православная теология до настоящего времени ничем так не знаменита, как «Православной философией Истины» Иустина Поповича (как он сам назвал свою «Догматику»)»
В межвоенное двадцатилетие иеромонах и профессор Иустин преподает, пишет, издает журнал «Христианская жизнь», создает Сербское философское общество, вместе со свт. Николаем активно поддерживает движение богомольцев и борется с конкордатом (соглашением правительства Югославии с Ватиканом). Особый период его жизни связан с миссией в Прикарпатскую Русь в качестве помощника епископа Битольского, выпускника Киевской духовной академии Иосифа (Цвийовича). После успеха этой миссии, вернувшей в Православие тысячи русинов, Иустину была предложена епископская кафедра в Мукачево. Смиренный монах отказался от такой чести и вернулся в Белград.
прп. Иустин в 1935 г.
Несмотря на полную занятость в научной и общественной сферах главным делом жизни прп. Иустина была молитва. Только впоследствии, от духовных чад святого и из его дневников, мы узнаем о тех аскетических подвигах, которые совершал преподобный. «Тяжело каждой моей мысли, которая не выливается, не преобразуется в молитву», – писал подвижник. Мы также знаем о чудесных явлениях святых, которых удостоился святой Иустин. Среди них свт. Иоанн Златоуст и прп. Серафим Саровский.
В 20-30-е гг. Сербия гостеприимно приняла изгнанное из России православное духовенство. В Сремских Карловцах действовал Синод Русской Православной Церкви за рубежом. Преподобный Иустин с умилением вспоминал о душеполезном общении с митрополитами Антонием (Храповицким) и Анастасием (Грибановским), отцом Алексием Нелюбовым и будущим святителем Иоанном (Максимовичем). Часто он исповедовался у отца Виталия Тарасьева, настоятеля русской Троицкой церкви в Белграде.
Прп. Иустин с митрополитом Антонием (Храповицким) и карпаторусскими семинаристами
Вообще, отца Иустина многое связывало с Россией. Он бесконечно любил нашу страну и русский народ, молился и проливал слезы за нее, читал русских богословов и жития русских святых.
«Что составляет и представляет рай русской души? Рай русской души представляют и составляют богоносцы и христоносцы земли русской, русские святые: от святого Владимира и до патриарха Тихона исповедника. Огромен, чудесен, бесконечен рай русской души, ибо огромна, ибо чудесна, ибо бесконечна святость славных святых русской земли. Каждый святой есть ничто иное как возвращенный рай. А это означает, что душа отнята у греха, смерти и дьявола, и соединена с Богом, его святостью и вечностью. Где находится рай русской души? Вот он – в св. Сергии Радонежском и Митрофане Воронежском, в св. Филиппе Московском и Владимире Киевском, в св. Серафиме Саровском и св. Иоанне Кронштадтском, в каждом подвижнике, в каждом мученике, в каждом исповеднике, в каждом праведнике русской земли. Дивен Бог в русских святых».
В апреле 1941 г. изрядно разрушенный немецкими воздушными бомбардировками Белград был оккупирован войсками Третьего Рейха. Университет был закрыт, и профессор Попович начал скитания по монастырям истекающей кровью Сербии. Он не устраняется от общественной жизни и народной борьбы: подписывает «Меморандум о злодеяниях усташей против сербов и православных священнослужителей», сотрудничает с лидером четников Драгомиром (“Дражей”) Михайловичем.
прп. Иустин в монастыре Каленич беседует с четниками. 1944 г
Последнее ему не простят пришедшие к власти коммунисты. Авва Иустин будет арестован в монастыре Суково и приговорен к казни. Только заступничество вовремя вернувшегося в страну патриарха Гавриила спасло преподобного. Тито выпустил прп. Иустина из тюрьмы, но приказал уволить из университета без сохранения пенсии и выселить из столицы. Сменив еще несколько монастырей (отовсюду его гнали безбожные власти) отец Иустин нашел пристанище в женской обители Челие близ города Валево. Игумения Сарра имела достаточно мужества, чтобы отстоять право старца на пребывание в монастыре.
прп. Иустин с будущим митрополитом Афанасием (Евтичем) и сестрами монастыря Челие
В Челие авва стал духовником насельниц, много писал (об издании трудов опального иеромонаха не могло быть и речи – всё будет опубликовано после кончины и смены режима), переводил святых отцов, окормлял многочисленных духовных чад. Десятерых из них он благословил на архиерейство. Среди них приснопамятные митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) и епископ Захумско-Герцеговинский Афанасий (Евтич), а также епископ Бачский Ириней (Булович). Владыка Афанасий вскоре после кончины отца Иустина, не дожидаясь официальной канонизации, составил тропарь и кондак преподобного и написал пространное житие.
прп. Иустин с будущим митрополитом Амфилохием (Радовичем)
Святой отец Иустин отошел ко Господу в день своего рождения, на Благовещение 1979 года.
Архимандрит Гавриил Дионисатский по этому поводу написал: «Пал могучий дуб Православия и потряс землю соседней нам Сербии, и символически рухнули стены безбожного материализма, и завеса атеизма разодралась сверху донизу».
прп. Иустин (Попович), Челийский и Враньский
Действительно, через год умер казавшийся вечным вождь СФРЮ Иосип Броз Тито, и режим в стране начал меняться.
Спустя 31 год Синод Сербской Православной Церкви причислил авву Иустина к лику святых, а 12 июня 2014 года состоялось обретение его честных мощей. Через два дня, святейший патриарх Ириней возглавил торжества по перенесению святых останков преподобного в монастырский храм святого Архангела Михаила. Поэтому именно 14 июня было установлено в качестве дня памяти св. Иустина.
Богословское наследие прп. Иустина весьма обширно. Митрополит Амфилохий и епископ Афанасий подготовили к изданию 30 томов, большая часть которых к настоящему моменту издана. Основные труды св. Иустина переведены на русский язык.
Поклониться честным мощам преподобного Иустина можно в женском Михайло-Архангельском монастыре Челие Валевской епархии в 8 км. к юго-западу от Валево. Обитель расположена в живописной долине в окружении поросших лесом невысоких гор. Остановиться можно прямо в монастыре, в небольшой паломнической гостинице. Поездку к преподобному Иустину обычно сочетают с посещением соседнего монастыря Лелич, где почивают мощи святителя Николая Сербского.
Игорь Рыжов, магистр истории,
ст. специалист паломнической службы
Паломнического Центра Московского Патриархата.
Иллюстрации: