Сегодня непостный день. Идёт первая подготовительная неделя к Великому посту – мытаря и фарисея.
Церковь готовит верующих к посту постепенным введением воздержания: после этой сплошной седмицы восстановятся посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу.
В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.
Приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Уже в IV веке знаменитые проповедники святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту.
Службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную были составлены в VIII веке преподобными Феодором и Иосифом Студитами. Канон на Неделю о мытаре и фарисее в IX веке составил святитель Георгий, митрополит Никомидийский.
В первую Неделю примером мытаря и фарисея Церковь напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей и в результате делает богоотступником.
В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть – «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение (надмевание) мерзкое».
Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма. Пред каноном поются умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя. Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сближая 70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских».
В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» – положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» – лежит притча о блудном сыне. В основе третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о Страшном суде.
Готовимся в Великому посту. Помоги нам, Господи!