Великий князь Александр Ярославич Невский, канонизированный Русской Православной Церковью в лике благоверных в 1547 г., олицетворявший собой святость, силу веры, мощь православного государства, на удивление, не был предан забвению в советские годы.
Из православного святого героя и покровителя царской семьи, коим он воспринимался в XIX в., в советское время он превратился в политического вождя, в “антинемецкий символ”. Он занял особое место среди героев, образ которых был призван укреплять дух бойцов сражавшейся армии и населения.
Как справедливо отмечает современный исследователь советской пропаганды В.В. Тихонов: “Давно замечено, что в критические моменты, когда создается угроза существованию нации или социальной группы, происходит мобилизация исторической памяти”[1].
Государственные и военные структуры, естественно, стремились направлять и корректировать эту “мобилизацию”, придавать ей определенные черты. Славное имя Александра Ярославича и его победы над иноземными захватчиками начали активно использоваться в идеологии СССР в конце 1930-х годов, но особенно стали актуальными с началом войны с фашизмом.
7 ноября 1941 г., напутствуя уходившие на фронт войска, верховный главнокомандующий Красной Армии И.В. Сталин очертил плеяду наиболее выдающихся героев-военачальников прошлого, среди которых первое место занял именно князь Александр Невский. Закономерно, что после этого интерес советских идеологов к князю возрос еще сильнее.
Пусть вдохновляет нас в этой войне… Художник П.А. Алякринский
На апрель 1942 г., когда под Ржевом и Вязьмой победоносно завершалась Битва за Москву, а в Ленинграде заканчивалась первая блокадная зима, выпало 700-летие сражения на Чудском озере и, советская пропаганда, пресса, писатели и художники не обошли эту дату молчанием.
К юбилею битвы советскими художниками были написаны такие знаменитые полотна как “Александр Невский” П.Д. Корина и “Ледовое побоище” В.А. Серова.
Александр Невский. Художник П.Д. Корин.
Ледовое побоище. Художник В.А. Серов.
В это же время был создан ряд новых агитационных плакатов с изображениями Александра Невского и древнерусских воинов в бою с тевтонскими рыцарями. Всем хорошо известны работы В.А. Серова “Били, бьем и будем бить”, Кукрыниксов “Бьемся мы здорово, бьемся отчаянно – внуки Суворова, дети Чапаева”, В.С. Иванова и О.К. Буровой “Кто с мечом к нам войдет – от меча и погибнет”, И.М. Тоидзе “Во имя Родины: вперед, богатыри!” и другие.
Били, бьем и будем бить. Художник В.А. Серов.
Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет! Художники В.С. Иванов и О.К. Бурова.
Как справедливо отметили в своей статье М.Ю. Мягков и Н.А. Асташин, “для бойцов и командиров Красной армии образ Александра Невского стал символом отмщения ненавистному и безжалостному врагу”[2].
Наконец, буквально повсеместно, в кинотеатрах, клубах, лекционных залах, на фронте и в тылу демонстрировался кинофильм С.М. Эйзенштейна 1938 года «Александр Невский». Это одно из самых ярких произведений советской культуры 1930-х годов. Музыку к нему написал великий композитор С.С. Прокофьев.
Плакат к кинокартине “Александр Невский”. Художник А.П. Бельский
В конце июля 1942 г. указом Президиума Верховного Совета СССР одновременно с орденами Суворова и Кутузова был учрежден орден Александра Невского, предназначавшийся для награждения командиров Красной Армии. В связи с этим в прессе прошла еще одна волна публикаций о древнерусском князе-военачальнике.
Конечно, образ Александра Невского сохранял свою значимость в пропаганде, искусстве, публицистике и в последующие годы. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны стали появляться улицы и проспекты Александра Невского, о нем регулярно печатались заметки в газетах, разрабатывались проекты памятников.
Создавая свои полотна, мозаики, рисунки, советские авторы так или иначе опирались на изображение святого благоверного князя в церковном искусстве, в иконографии, в частности. Впрочем, с иконописным образом князя конкурировал кинематографический – созданный звездой фильма Эйзенштейна, актером Николаем Черкасовым. Как известно, на ордене изображён именно его профиль.
Орден Александра Невского. Художник И.С. Телятников.
И хотя в целом советское искусство трудилось над особым образом национального героя, в котором прежде всего воспевались патриотизм и самоотверженность, отвага и доблесть воина, все же в нем символически были представлены и черты святого небесного защитника, покровителя русской земли и народа.
Благоверный князь Александр Невский – символ мужества и отваги – и сегодня продолжает вдохновлять русских солдат на победу. Его имя стало синонимом героизма и самоотверженности, а подвиги – примером для подражания.
Я.В. Гальченко
Главный редактор журнала “Православный паломник”
Источники иллюстраций:
https://rg.ru/2021/06/08/800-letie-aleksandra-nevskogo-budut-otmechat-v-den-rossii.html
https://deeprussia.ru/wp-content/uploads/2023/11/ledovoe-poboishche-v-a-serov.jpg
https://www.imdb.com/title/tt0029850/
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/AlexNevskyOrder.png
[1] Тихонов В.В. Отечественная история, как оружие пропаганды в условиях войны // Великая Отечественная война – известная и неизвестная: историческая память и современность: Материалы Международной научной конференции. Москва-Коломна, 6-8 мая 2015. М., 2015. С. 152.
[2] Мягков М.Ю., Асташин Н.А. Образ Александра Невского накануне и в годы Великой Отечественной войны. // Александр Невский. Государь, дипломат, воин. / Ред. Торкунов А.В. М., 2014. С 400.