СВЯТОЙ КНЯЗЬ-ДИПЛОМАТ

Роль личности

СВЯТОЙ КНЯЗЬ-ДИПЛОМАТ

Почему будущие послы и атташе молятся благоверному Александру Невскому

Каждый, кто проезжает по московской улице Лобачевского в районе Олимпийской деревни, не может не обратить внимания на изящный православный храм, увенчанный одним шлемовидным покрытым цветным лемехом куполом. Это храм святого благоверного князя Александра Невского при Московском государственном институте международных отношений МИД РФ – ведущем высшем учебном заведении России, готовящем кадры для дипломатического корпуса.

 

Храм святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО

 

Первая Божественная литургия в Александро-Невской церкви была отслужена в 2015 году – в декабре следующего года духовенство и прихожане, среди которых много преподавателей и студентов МГИМО, будут праздновать 10-летие своего храма. Хотя приходская жизнь началась здесь тремя годами раньше, с момента постройки временного деревянного храма во имя святителя Николая Чудотворца.

 

Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) — один из ведущих российских и мировых вузов, готовящий специалистов по 18 направлениям. Является подведомственным образовательным учреждением Министерства иностранных дел РФ. Основан в 1944 г. в результате преобразования Международного факультета МГУ в самостоятельный институт. В 1950-х гг. в состав МГИМО были включены Московский институт востоковедения и Институт внешней торговли. В структуре университета 13 факультетов, лицей, колледж и два филиала. В МГИМО обучается около десяти тысяч студентов из России, стран СНГ и дальнего зарубежья. В 2010 году официально занесён в Книгу рекордов Гиннесса как университет с преподаванием самого большого количества государственных иностранных языков (53 языка).

 

Почему именно Александр Невский, с легкой руки Святейшего патриарха Алексия II[1], был выбран в качестве святого патрона храма при МГИМО? Какое отношение великий князь Владимирский, живший 800 лет назад, имеет к внешней политике России в XXI веке?

Давайте разберемся.

Почитание святого благоверного князя Александра Невского как покровителя русской дипломатии непосредственно связано с перенесением его честных мощей в Санкт-Петербург, случившееся ровно 300 лет назад.

Петр Великий по этому случаю задумал учредить орден Святого Александра Невского для награждения за военные заслуги. Однако император не успел совершить задуманное, и учреждённый уже после его смерти 21 мая 1725 года Екатериной I орден стал использоваться для поощрения не только военных, но и гражданских лиц – и в первую очередь отличившихся на дипломатическом поприще.

Традиция посвящать святому Александру Невскому храмы при внешнеполитических учреждениях тоже не нова. Домовая церковь при Министерстве иностранных дел в Санкт-Петербурге, построенная по проекту знаменитого зодчего Карла Росси в восточном крыле Главного штаба, была освящена 2 сентября 1828 года. Это был храм для всех сотрудников министерства и членов их семей. Здесь проходили регулярные богослужения, и каждый новый сотрудник должен был принести присягу именно в нем.

 

Домовая церковь в здании Главного штаба в Санкт-Петербурге

 

Александр Невский действительно задал эталон во внешней политике, которую сейчас бы назвали многовекторной. Он понимал, что Русь находится между двумя мощными противниками – Западом и Востоком, и поэтому старался лавировать между ними, поддерживая с обоими отношения. С одной стороны, он делал все, чтобы не прогневать ханов Золотой Орды, которая стала самым могущественным государством на Востоке и сюзереном русских князей. Александр регулярно ездил в Орду, чтобы получить ярлык на княжение и предотвратить новые набеги на русские земли. С другой стороны, благоверный князь пытался по возможности установить мирные отношения с Западом. Он вел переписку с Римом. Одно время он даже выказывал Ватикану притворную лояльность, намекая папе, что рассматривает возможность принятия католицизма. Но делал он это исключительно для того, чтобы выиграть время и подготовиться к новым нападениям.

Святой Александр прекрасно понимал, что намного большую опасность для Руси представляет агрессивный Запад. Как отмечал Г.В. Вернадский, особенностью державы чингизидов была “широкая веротерпимость, или даже более – покровительство всем религиям”[2]. Католическая же Европа, воодушевленная успехами крестовых походов на Ближнем Востоке и недавним разгромом православной Византии, стремилась не только завоевать русские земли и поработить русский народ, но и уничтожить православную веру, насильно привести Русь к присяге папскому престолу.

Как пишет Г.В. Вернадский, “два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа”[3].

 

Георгий Владимирович Вернадский (1887, Санкт-Петербург —1973, Нью-Хейвен, США) — русский и американский историк, доктор гуманитарных наук Колумбийского университета. Сын академика В.И. Вернадского. Один из основателей Пермского университета. С 1920 года в эмиграции. Совместно с Н.С. Трубецким и П.Н. Савицким разрабатывал теорию евразийства. Учебник Г.В. Вернадского по истории России (1929) на Западе считается классическим.

 

Нужно сказать, что государственно-политическое служение Александра Ярославича началось для него очень рано, на десятом году жизни, когда он был оставлен соправителем при старшем брате, князе Феодоре. После преждевременной смерти Феодора Ярославича, с июня 1233 г. 15-летний Александр стал единолично княжить в Новгороде Великом. Правление в Новгородской республике, учитывая тамошние порядки и вольности, являлось лучшей школой становления юного князя как политика и дипломата.

Уже в возрасте 16 лет князь Александр принял первое боевое крещение – в 1240 году он наголову разбил на Неве войско шведских агрессоров. Через два года молодой князь разгромил немецких рыцарей-крестоносцев на льду Чудского озера. Победы в этих двух эпохальных битвах спасли ослабленную монгольским нашествием Русь и принесли Александру Невскому славу великого полководца.

 

“Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!” Худ. С.Н. Присекин

 

Обезопасив западные границы Руси, Александр Ярославич отправился в Поволжье, к Батыю, и дальше, в Монголию, в Каракорум, к великому хану. Ради предотвращения татарских набегов на родные земли князь вел сложнейшую дипломатическую игру с различными группировками и кланами при дворе кагана. Искусно лавируя между властями улуса Джучи и центральным общеимперским правительством, Александр добивался прощения бунтующих русских князей, освобождения пленных, избавления от обязанности отправлять войска для поддержки ордынских туменов в дальних походах. По малейшему поводу неутомимый князь сам мчался в Орду решать любой вопрос, хотя он прекрасно понимал, что оттуда можно вернуться в гробу. Что в итоге и произошло…

Таким образом, князь Александр выбирает Золотую Орду если не в качестве союзника, то во всяком случае – в качестве безопасного тыла. Нейтрализовав Восток, князь Александр мог смело, лицом к лицу, отражать атаки агрессоров с Запада.

О.Н. Сенюткина справедливо пишет: “Что касается дипломатических талантов Александра Невского, скажем о том цивилизационном выборе, который ему пришлось сделать для раздробленного, потерявшего прежнее единство общества Руси. Этот выбор был обозначен в формате дихотомии Запад – Восток… Сражаться и против западных рыцарей, и против «сильного царя восточной страны» раздробленная, ослабевшая после разорения Батыем Русь не могла. Поэтому дипломатия князя, направленная на противостояние Западу и налаживание компромиссных отношений с Востоком, оказалась мудрой и эффективной”[4].

Ректор МГИМО А.В. Торкунов пишет: “Вынужденный выбирать из двух зол, Александр Ярославич избрал меньшее и не ошибся. Уступки, которые он сделал Монгольской империи, оправдали себя. Оставляя современникам надежду на лучшее будущее, связанное со сбережением основ их религиозно-культурной, а в перспективе и национальной идентичности, он в то же время поставил заслон смертельному врагу на Западе, настроенному на слом формирующегося самосознания русских посредством понуждения к переходу в католичество”[5].

 

“Князь Александр Невский принимает папских легатов”. Худ. Генрих Семирадский

 

Благоверный Александр всегда стремился обеспечить Руси самое важное, залог ее развития — мир. Этому в первую очередь служил меч. Но как только устранялась угроза вторжения, главной задачей внешней политики становилось развитие торгово-экономических и духовно-культурных связей со всеми странами Евразии. В этих целях Александр Ярославич заключил первое в русской истории соглашение с Ганзейским союзом.

Но материальные интересы не заслоняли для Невского важности духовного суверенитета. Православие всегда стояло для него на первом месте. И князь нашел твердую опору в своей деятельности в лице главы Русской Церкви, Киевского митрополита Кирилла. Владыка полюбил святого Александра и предпочел больше времени проводить в Северо-Восточных княжествах нежели в кафедральном городе. Именно благодаря “симфонии”, сложившейся между Александром и Кириллом в 1261 г. в столице Золотой Орды Сарае была открыта первая за пределами исторической Руси епархия Русской Церкви – Сарская и Подонская. Таким образом, благоверный князь может считаться и покровителем русского миссионерства.

 

Кирилл II – митрополит Киевский. Избран собором епископов около 1243 года при поддержке Галицкого князя Даниила Романовича в качестве нового предстоятеля Русской Церкви после разорения Киева ханом Батыем и исчезновения митрополита Иосифа. С 1251 года Кирилл почти постоянно пребывал на северо-востоке Руси, тесно сотрудничая со святым князем Александром Невским. Окормляя паству, постоянно разъезжал по Руси. Получил у Батыя ярлык, гарантирующий неприкосновенность Православной Церкви. Основал православную епархию в столице Золотой Орды – Сарае.

 

Верность выбранной Александром стратегии доказывает пример от противного – путь, который предпочел его современник и дальний родственник, могущественный правитель западнорусских земель, Галицкий и Волынский князь Даниил Романович. В отличие от Невского Даниил сделал ставку на союз с Европой и даже принял от папы римского королевскую корону. Однако никакой помощи против монгол он не получил, и в конце концов должен был унизительно разрушить свои крепости и ехать на поклон в Орду. Через 60 лет после смерти Даниила галицкая ветвь рюриковичей прервется и в то время, когда Северо-Восточная Русь под управлением внуков и правнуков Александра начнет процесс объединения и высвобождения из-под иноземного ига, Русь Юго-Западная будет разделена между католическими Польшей, Литвой и Венгрией и надолго исчезнет с политической карты мира.

 

Папский нунций подносит князю Даниилу Романовичу королевскую корону. Гравюра Юлиана Шюблера по рисунку Клавдия Лебедева.

 

По словам Г.В. Вернадского “Даниил разменялся на повседневные политические мелочи и упустил из рук главные нити исторических событий. Он выиграл несколько отдельных сражений, но проиграл самое главное – Православную Россию. Результатом его политики были долгие века латинского рабства юго-западной Руси. Не прошло и ста лет после смерти Даниила, как вся его отчина – Галицко-Волынская земля – была расхватана соседями: уграми, поляками, литовцами… Полную противоположность деятельности Даниила Романовича представляет собой деятельность Александра Ярославича”[6].

Что же касается России, то “когда исполнились времена и сроки, когда Русь набрала сил, а Орда, наоборот – измельчала, ослабла и обессилела, тогда стала уже ненужной Александрова политика подчинения Орде… Тогда политика Александра Невского естественно должна была превратиться в политику Дмитрия Донского”[7].

Показательно, что смена осторожной, взвешенной, компромиссной политики Александра Невского на прямо противоположную – дерзкую, активную, наступательную ознаменовалась не угасанием памяти об Александре Ярославиче, а прямо обратной тенденцией, вплоть до его канонизации в 1547 г. Менее чем через столетие патриарх Филарет освятил в Московском Кремле первый храм в честь святого Александра – покровителя как русского воинства, так и русского дипломатического корпуса.

 

Информация для паломников:

 

Храм святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО

Адрес: г. Москва, ул. Лобачевского, д. 23

Официальный сайт: https://hramnevskogo.ru

 

Храм святого благоверного князя Александра Невского в здании Главного штаба

Адрес: г. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Дворцовая набережная, д. 34.

Посетить храм можно в рамках экскурсионных маршрутов № 1 (вход со стороны Иорданской лестницы) и № 2 (вход со стороны Церковной лестницы). Вход по билетам Государственного Эрмитажа.

 

Рыжов И.А.

Ответственный секретарь

журнала «Православный паломник»

 

Источники иллюстраций:

https://hramnevskogo.ru/istoriya-hrama/247-istoriya-hrama-svyatogo-blagovernogo-knyazya-aleksandra-nevskogo.html

https://mitropolia.spb.ru/news/culture/?id=192579

https://www.prisekin.ru/legend.html?lang=2&id=9&p_id=22#

https://russiatoday.ru/science/article/763298-aleksandr-nevskii-bitva

 

 


[1] По словам настоятеля храма протоиерея Игоря Фомина, “на встрече с Предстоятелем инициаторы создания храма предложили посвятить его празднику Покрова, потому что именно в этот день, 14 октября, в 1944 году возглавлявший тогда советское правительство Вячеслав Молотов подписал указ об открытии института международных отношений. Но Патриарх крайне мудро и дальновидно благословил посвятить будущую церковь святому воину и дипломату — благоверному князю Александру Невскому” (Анохин Д.Ю. Если хочешь — угостись // Журнал Московской Патриархии, 2021, № 4, С. 66).

[2] Вернадский Г.В. Два подвига Александра Невского // Евразийский временник. Париж. Кн. 4. С. 335.

[3] Вернадский Г.В. Там же.

[4] Сенюткина О.Н. Александр Невский – политик и дипломат Руси XIII столетия // АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: МЫСЛИТЕЛЬ, ПОДВИЖНИК, ПОЛИТИК. Сборник статей по материалам международной научной конференции. К 800-летию со дня рождения. Ред.-сост. М.П. Самойлова. Нижний Новгород, 2022. С. 15.

[5] Торкунов А.В. О вечном и новом в актуальном контексте мировой политики (к 800-летию со дня рождения Александра Невского) // Полис. Политические исследования. 2021. № 3. С. 11.

[6] Вернадский Г.В. Указ. соч. С. 320.

[7] Вернадский Г.В. Указ. соч. С. 336.

Ещё в разделе

«ЛЮБЯЩИЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ»

«ЛЮБЯЩИЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ»

Три святых Филарета в истории Московской духовной академии