Молитвенный подвиг монахинь-подвижниц Казанского женского монастыря на Го́рушке оставил глубокий след в духовной жизни небольшого провинциального города Данилова Ярославской губернии.
Учреждение монашеской общины состоялось в июле 1894 года по ходатайству монахини Михаилы[1]. В августе 1897 года Казанскую общину посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский и благословил строительство грандиозного Казанского собора по проекту петербургского архитектора Василия Антоновича Косякова. Строительные работы производились медленно и, в силу ряда экономических затруднений, несколько раз прекращались. А после смерти отца Иоанна, бывшего покровителем и благодетелем строительства, все работы остановились. Игумения Михаила ненадолго пережила своего дорогого пастыря и молитвенника и скончалась 22 сентября 1909 года.

Праведный Иоанн Кронштадтский и первая настоятельница Казанского монастыря монахиня Михаила. 1909 г.
Собрание С. В. Никонова, Ярославль
Её дело продолжила игумения Иоанна[2], которая изо всех сил пыталась изыскать средства на строительство собора, но их катастрофически не хватало. Здоровье её было подорвано, и в 1912 году она скончалась. На её место была назначена игумения Мария[3], которой суждено было завершить возведение собора, но затем быть свидетельницей разорения родной обители.
Со дня открытия Казанской женской обители было введено непрерывное чтение Псалтири с поминовением живых и умерших. Богослужение совершалось при строгом соблюдении церковного устава.
В одном с церковью здании располагались кельи, в которых жили монахини и послушницы. В свободное от богослужений время старицы обучали девушек Закону Божьему. Способные сёстры и послушницы принимали участие в чтении и пении на богослужениях. Читали неспешно и внятно. Хоровому пению и нотной грамоте обучались по пособиям ярославского священника Василия Зиновьева. Монастырский хор звучал стройно, напевы были простые, обиходные, пение — протяжное, умилительное. Стихиры пелись с канонархом, что придавало особую торжественность богослужению. В свободное время сёстры любили петь канты, причем сами подбирали мелодии к духовным стихам.

Колокольня Казанского женского монастыря на Горушке. Данилов.
1900-1910 гг.
Со дня основания обители хором руководила настоятельница, игумения Михаила. Её помощницей и заместителем на клиросе была монахиня Еликонида (в миру – Елизавета Фёдоровна Круглова, крестьянка из Вологодской губернии).
Монастырский хор постоянно пополнялся свежими голосами и к 1911 году насчитывал уже 26 певчих-клирошанок. В большинстве это были крестьянские и мещанские девицы из разных российских губерний, дочери казаков Области Войска Донского. С 1911 года и до закрытия монастыря регентом хора была рясофорная послушница Фёкла Фёдоровна Демьянова[4]. «Хороших качеств, но не старательная, в церковь ходит только по праздникам» — так о ней отзывалась игумения Иоанна, которая лично наблюдала за певчими. В Формулярных ведомостях[5] игумения кратко характеризовала каждую певчую, например: «гордая и не старательная», «очень капризная, не уживчивая, но способная». Впрочем, такие характеристики редки, большинство же «певчурок», как их ласково называли в монастыре, были «хороших способностей и очень старательны». Самыми прилежными и голосистыми «певчурками» в монастырском хоре были послушницы Пелагея Савельева, Параскева Данилова, Агриппина Грибкова, Александра Соколова, Мария Кузнецова, Лидия Малышева.

Игумения Мария (Пирожкова), послушница Агриппина Грибкова и регент монастырского хора Фёкла Фёдорова. Данилов.
После 1910 года. ДКМ.
16 сентября 1918 года, уже при советской власти, при огромном стечении народа состоялось освящение нового величественного собора в честь Казанской иконы Божией Матери. На торжество прибыли Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин), митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский), известный московский архидиакон Константин Розов, архитектор В. А. Косяков. Только благословением и силой молитв Святейшего Патриарха Тихона завершилось строительство и состоялось освящение собора! По случаю удивительного для того времени события «певчурки» написали текст и музыку торжественного приветствия:
«Торжествуй, наша обитель,
Празднуй радостно сей день:
Наш Святейший Архипастырь
Сам почтил Святую сень! <…>
Много лет живи, Святейший,
И о нас молись Христу,
Чтоб молитвами Твоими
Дал нам духа чистоту!..»[6]

Общее фото участников освящения Казанского собора. В центре на первом ряду святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и Всероссийский, и священноисповедник Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский и Ростовский. Данилов.
16.09.1918 г. ДКМ
В течение десяти лет после этого события монастырь жил размеренной жизнью, в новопостроенном соборе регулярно совершались службы. На праздничные богослужения, славившиеся торжественностью и умилительным пением хора, стекалось множество молящихся.
В 1925 году в ОГПУ было заведено дело по обвинению бывших ответственных советских работников Даниловского уезда в государственных преступлениях по службе, выразившихся в оказании содействия и материальной помощи при сооружении Казанского собора, а именно: отпускались строительные материалы из советских складов, не был национализирован принадлежащий Казанскому монастырю кирпичный завод, производились выдачи денег из кассы Финансового отдела, выдавались разрешения на право закупки строительных материалов и продуктов, оказывалась помощь в подготовке банкета, в котором некоторые ответственные работники принимали активное участие, не пренебрегая присутствием на «скромной трапезе», — они запечатлены на фотографии вместе с прибывшим для освящения собора и встреченным «хлебом-солью» Патриархом Тихоном.
На время ведения следствия были заключены под стражу игумения Мария и рясофорная послушница Ольга Николаевна Володина[7]. По многочисленным ходатайствам граждан города Данилова их освободили из-под ареста с подпиской о невыезде с места жительства.

Монастырский хор. После 1918 г. ДКМ
Сидят (слева направо): регент Агриппина Грибкова, Пелагия Савельева, Ольга Володина, священник Михаил Успенский, Мария Кузнецова, Лидия Малышева.
Мирное сосуществование насельниц монастыря с местными властями позволило обители продержаться до зимы 1928 года. Ночью в монастырь из города пришли вооружённые люди в шинелях и без лишних церемоний приказали сёстрам очистить территорию обители. Всё монастырское имущество было конфисковано. Послушницы и монахини разбрелись по заснеженному городу с узелками в руках, в которых умещались наспех собранные немногочисленные пожитки. Приютились кто где — снимали углы, комнатушки, подвалы. На работу их, конечно же, никуда не брали, некоторые жили милостыней и подаянием, многие уехали к себе на родину.
Последние годы жизни игумения Мария провела в доме старосты даниловского Воскресенского собора Григория Михайловича Леонтьева. Она почти не выходила из своей комнаты, вышивала платки, сидя у окна, из которого открывался изумительный вид на Казанский собор, – этим и зарабатывала себе на жизнь. Здесь же нашли приют и её «певчурки» – Агриппина Грибкова и Александра Соколова. А после смерти игумении Марии в 1931 году с ними стала жить и послушница Параскева Данилова[8]. Здесь, на квартире Леонтьева, проходили спевки хора к церковным праздникам. После закрытия монастыря послушницы стали петь на клиросе даниловского Воскресенского собора под руководством Агриппины Грибковой.

«Груша и Паша».
1918 г. ДКМ
Агриппина Ефимовна Грибкова (все ласково звали её Грушей, Грушаткой) родилась в Ярославле в 1899 году в семье крестьянина и старосты Ильинской церкви на Ветке. В Ярославле она окончила курс церковно-приходского училища при Казанском девичьем монастыре. Здесь она обучалась хоровому пению, игре на фисгармонии и скрипке под руководством талантливого музыканта и педагога Д. М. Кучеренко[9]. В 1910 году она поступила в даниловский Казанский женский монастырь, где несла клиросное послушание и выполняла живописные работы. «Прекрасных качеств и очень способна» – так о ней отзывалась игумения Иоанна. Чистый ангельский голосок Грушатки покорил даниловцев: «Небеса отверзалися» – говорили в народе о её пении[10]. Отличалась она и поистине ангельским характером: в любых обстоятельствах молча претерпевала нападки сестёр, сохраняла спокойствие и лишь повторяла «Спаси, Господи!» До самой кончины Грушатка бережно хранила листок с молитвой для иночествующих, изложенной в стихах афонским иноком Варсонофием, «Воззвание ко Господу Иисусу в скорби и искушении» – подарок игумении Иоанны.
В 1933 году в даниловский Воскресенский собор прибыл на диаконское служение Леонид Константинович Цветков — талантливый музыкант, певец и композитор. Стройное, благозвучное и проникновенное пение послушниц бывшего монастыря вдохновляло диакона Леонида к созданию новых церковных песнопений — в честь Казанской иконы Божией Матери, святого благоверного князя Даниила Московского, покровителя и небесного заступника града Данилова.

Леонид Константинович Цветков, будущий диакон. Ярославль.
1909 год.
С 1937 года, после закрытия даниловских храмов, вся духовная жизнь была сосредоточена в небольшой Вознесенской кладбищенской церкви – последнем пристанище монахинь и певчих бывшего Казанского монастыря. Хором по-прежнему управляла послушница Агриппина Грибкова.
Для Вознесенского хора диакон Леонид Цветков сочинил множество песнопений, почти все они были написаны для женских голосов. Ни одна спевка не обходилась без его участия, и, по сути, он был организатором и творческим вдохновителем этого певческого коллектива.
С 1941 по 1943 год временно были прекращены богослужения в храме за отсутствием настоятеля. В 1942 году, по приглашению архиепископа Ярославского и Ростовского Иоанна (Соколова), Агриппина Грибкова уехала в Ярославль, служила в канцелярии Епархиального управления, пела на клиросе Феодоровского собора. В 1944 году владыка Иоанн был возведён в сан митрополита и назначен митрополитом Киевским и Галицким, экзархом Украины. Вместе с ним покинула Ярославль и Агриппина. В киевском Покровском женском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Варвара, несла послушание бухгалтера-казначея и продолжала петь на клиросе. Но связь с Даниловым не прерывалась. Диакон Леонид Цветков присылал ей свои новые сочинения, некоторые из них он посвящал «глубокоуважаемой честнейшей монахине Варваре».
После 1948 года в киевский Покровский монастырь уехала певчая Александра Михайловна Соколова, где приняла монашеский постриг с именем Иулиания. Впоследствии, уже в конце 1960-х – начале 1970-х годов, обе обрели там вечный покой.

Монахини Варвара (Грибкова) и Иулиания (Соколова).
Киевский Покровский женский монастырь.
1950-е гг. Собрание Л. А. Зуммер, Ярославль
Массовые репрессии 1930-х годов коснулись и певчих-монахинь бывшего Казанского монастыря. Некоторым из них суждено было пройти сталинские лагеря.
Монахиня Евпраксия (Мария Яковлевна Чуфрякова, 1880 г.р., крестьянка Архангельской губ.) в течение 30 лет была певчей Казанского монастыря. После его закрытия жила в Данилове, являлась духовной дочерью епископа Софрония (Старкова). В 1924 году приняла монашеский постриг. Арестована вместе с епископом и группой священников 15 мая 1932 года, но за недостаточностью улик освобождена через полтора месяца.
Инокиня Любовь Ефимовна Леонова (1886 г.р., дочь донского казака) с 1901 года была певчей монастыря до его закрытия. С 1924 года жила в деревне Уродово Даниловского района, была певчей, старостой и казначеем Воскресенской церкви села Торопово. Арестована 10 февраля 1931 года и приговорена к ссылке в Казахстан на три года.
Инокиня Лидия Михайловна Малышева (1886 г.р., крестьянская девица Вологодской губ.) с 1913 года была певчей монастыря до его закрытия. У неё был красивый и редкий голос — очень низкое контральто. В последующие годы осталась жить в Данилове, зарабатывала на жизнь различными подёнными работами. Арестована вместе с группой священников в мае 1932 года. Освобождена через три месяца за недостаточностью улик.

Певчие Мария Соколова, Лидия Малышева и Параскева Данилова.
1918 г. ДКМ
Её сестра, инокиня Мария Михайловна Малышева (1877 г.р.) после закрытия монастыря прислуживала и пела в даниловском Воскресенском соборе. Была арестована, а затем освобождена вместе с сестрой Лидией.
После репрессий певчие бывшего Казанского монастыря вернулись в Данилов и продолжали петь на клиросе Вознесенской кладбищенской церкви. В 1947 году в списке служащих этого храма числилось 38 монахинь и инокинь бывшего Казанского на Горушке монастыря, из них 18 певчих-монахинь.
Еще долгие годы они служили и пели на клиросе Вознесенского храма. Певчие-инокини Марфа Ивановна Гирина и Мария Николаевна Кузнецова в 1961 году, к празднику Святой Пасхи, за усердную и безукоризненную службу были награждены грамотами правящего архиерея.

Монахиня Варвара (Грибкова) бережно сохранила часть нотных рукописей диакона Леонида Цветкова и в начале 1960-х годов передала их регенту хора Троице-Сергиевой лавры отцу Матфею (Мормылю). Более полусотни нотных рукописей и черновиков Леонида Константиновича Цветкова хранятся у автора настоящей статьи. В 2020 году московским издательством «Живоносный Источник» был издан сборник «Протодиакон Леонид Цветков. Духовные произведения для однородных хоров», в который вошли и сочинения, написанные для хора бывшего Казанского женского монастыря.
Людмила Александровна Зуммер,
преподаватель регентской школы при
Ярославской духовной семинарии
[1] Монахиня Михаила – Козлова Параскева Петровна (1842-1909); купеческого звания; первоначально поступила в Вышневолоцкий Казанский женский монастырь Тверской губернии, где проходила клиросное послушание в должности уставщицы церковного чтения и пения. В 1894 г. пострижена в монашество в Ярославском Казанском женском монастыре. В 1901 г. возведена в сан игумении. (ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 4703. Л. 16 об.).
[2] Игумения Иоанна – Скабская Зинаида Фёдоровна (1865-1912); родилась в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Окончила Санкт-Петербургский Елисаветинский институт благородных девиц. В 1895 г. пострижена в монашество в Пюхтицком монастыре Эстляндской губ. (ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 5248).
[3] Игумения Мария – Пирожкова Анисия Фёдоровна (1860-1931); родилась в г. Ростове Ярославской губ. в мещанской семье. Пострижена в монашество в 1906 г. в Ростовском Рождественском женском монастыре. (ГАЯО. Ф. 1118. Оп.3. Д. 488. Л. 22 об.).
[4] Демьянова Фёкла Фёдоровна – дочь крестьянина Казанской губ. Поступила в даниловский Казанский женский монастырь 27.08.1910 г. (ГАЯО, Ф. 1118, о. 3, д. 488). Возможно, после 1918 г. была пострижена в монашество с именем Ангелина. После закрытия монастыря жила в Данилове. Похоронена на кладбище при Вознесенском храме.
[5] ГАЯО. Ф. 230. Оп.2. Д. 5248.
[6] Нотная рукопись. Личный архив автора.
[7] Володина Ольга Николаевна – вдова служителя личной императорской охраны Дворцовой полиции (ГАЯО. Ф. Р-214. Оп. 3. Д. 287. Л. 16). После смерти супруга поступила в монастырь в 1899 г., исполняла должность благочинной, певчая. (ГАЯО. Ф. 1118. Оп.3. Д. 488.)
[8] Данилова Параскева Александровна – дочь крестьянина Московской губ., 1894 г.р., в монастырь поступила в 1916 г. По воспоминаниям жителей Данилова, «у Паши был чудесный голос, приезжали слушать её из Ярославля». В 1947 г. числилась в списке монашествующих даниловской Вознесенской церкви как инокиня, певчая церковного хора.
[9] Кучеренко Дмитрий Митрофанович – первый директор Ярославского музыкального училища, выпускник Московской консерватории по классу теории музыки, ученик С. В. Смоленского.
[10] Устенко С. Казанский монастырь. Данилов. 1999. С. 25.


