Петр I перевозит мощи Александра Невского в Лавру. Художник А.В. Москвичев.
Исторические причины перенесения мощей святого Александра Невского, Высочайшее повеление и указ Святейшего Синода о его проведении
На протяжении многих веков мощи святого благоверного великого князя Александра Невского пользовались большим почитанием верующих, но особенно важное значение они имели в XVIII–XX веках. Впервые вопрос о перенесении мощей святого из Владимира в новую столицу России был поставлен в 1713 году при освящении на территории монастыря первой Благовещенской церкви, но продолжение военных действий задержало выполнение этого намерения государя. Вскоре после окончания Северной войны, в феврале 1722 года, исполняя указ Петра I, управлявший Александро-Невским монастырем архиепископ Новгородский Феодосий (Яновский) побывал во Владимире, в Рождественском монастыре, где находились мощи святого князя Александра Невского. Вместе с настоятелем обители архимандритом Сергием Владыка произвел освидетельствование мощей, хранившихся в «среброзлащенной» раке 1695 года. 4 июня 1723 года архиепископ Феодосий объявил в Святейшем Синоде, что Петр I, посетив 29 мая Александро-Невский монастырь, повелел перенести в него мощи святого благоверного князя Александра Невского.
Архиепископ Феодосий (Яновский)
Феодосий (в миру Фёдор Михайлович Яновский) родился в 1673 г. в шляхетской семье на Смоленщине. По мнению некоторых историков, обучался в Московской Заиконоспасской или Киево-Могилянской академии. За клевету на архимандрита Московского Симонова монастыря был сослан в оковах в Троице-Сергиев монастырь. В 1697 году избранный на Новгородскую кафедру Троицкий архимандрит Иов взял Феодосия с собой и в 1704 г. назначил его настоятелем Варлаамо-Хутынского монастыря. В 1712 году Феодосий стал архимандритом строящейся Александро-Невской Лавры. В 1721 г. Феодосий был хиротонисан во архиепископа Новгородского и Великолуцкого. 27 апреля 1725 г. архиепископ Феодосий был арестован за оскорбительные высказывания в адрес императрицы Екатерины I. По приговору суда Феодосий был сослан в Николо-Корельский монастырь Архангельской епархии, где он был лишен сана и вскоре скончался. Похоронен в Кирилло-Белозерском монастыре.
Исполняя волю царя, Святейший Синод 30 июня 1723 года постановил: «Святые мощи в Александро-Невский монастырь перенести, по примеру перенесения из Соловецкого монастыря в Москву святых мощей Филиппа митрополита в 7160 г. … При перенесении святых мощей от стороны Святейшего Синода быть настоятелю Рождествена монастыря, в котором мощи почивают, и иметь ему при себе духовных персон и светских служителей умеренное по потребе число, а от стороны правительствующего Сената быть достойной из знатного офицерства персоне, с надлежащим драгун или солдат числом, по усмотрению Сената. И как все оное к перенесению потребно определено и приготовлено будет, тогда-то перенесение без всякого умедления и действом производить…
После литургии и молебного пения, совершенного архимандритом с священнослужителями, поставив раку, и распростерши балдахин, и распорядив по приличным местам определенных к провожательству духовных и военных, чиновно восприяв показанный путь, в который из града … проводить с обыкновенным церковным пением и колокольным звоном, как мощи святого провожать долженствует, и по том провождении, ехать оным путем умеренно, со усмотрением мест, дабы в удобных никакого свыше потребы медления, а в неудобных вредительной скорости не употреблять. При мощах как духовные персоны, так и охранительный от воинской караул всегда должен быть неотлучно для наблюдения, чтобы при святых мощах никаких сквернословий и непотребных действ отнюдь ни от кого не происходило. Сохранять от случайных вредительств всякими мерами, сколько крайний смысл и конечная сила возможет. Всему пути вести обстоятельный журнал, из которого выписывая присылать в Святейший Синод от каждого места на всякой почте рапорт, дабы в Синоде о том было ведомо. Назначенному для сопровождения мощей архимандриту предписывалось, дабы он имел в пути такое поспешение, чтобы мог со святыми мощами к Санкт-Петербургу прибыть приближающегося августа к двадесятому, а по всеконечной мере к двадесять пятому числу неотложно»[1].
Ссылкой на исторический пример перенесения из Соловецкого монастыря в Москву мощей святого митрополита Филиппа (Колычева) в 1652 году (при Святейшем Патриархе Никоне) подчеркивалась легитимность запланированного мероприятия с канонической точки зрения и создавался прецедент определенной исторической преемственности в сохранении духовных ценностей русского народа. Во время пути приказано было заносить все детали происходившего в специальный журнал, выписки из которого надлежало постоянно отправлять с гонцами в Санкт-Петербург. Таким образом при организации церемонии перенесения мощей святого князя Александра Невского в новую столицу были предприняты все меры для того, чтобы этот акт строго соответствовал православной традиции[2].
Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. Худ. А.Д. Литовченко.
Святитель Филипп, митрополит Московский – в миру Фёдор Степанович Колычёв – родился в 1507 г. в Москве, в боярской семье. В возрасте 30 лет ушел в Соловецкий монастырь и принял монашеский постриг. До избрания на митрополичью кафедру он, будучи игуменом Соловецкой обители, превратил ее крупный хозяйственный центр Русского Севера. Из-за решения открыто порицать беззакония опричнины Филипп оказался единственным во всей России, кто осмелился противоречить царю Ивану Грозному. В результате он попал в опалу и был обвинён в мнимых преступлениях. Святитель Филипп был лишён сана и отправлен в заточение в Тверской Отроч монастырь. 23 декабря 1569 г. он принял мученическую кончину от рук Малюты Скуратова. В 1591 г. мощи святителя были перенесены в Соловецкий монастырь, а в 1652 г. по инициативе отца Петра Великого, царя Алексея Михайловича, и митрополита Новгородского (будущего патриарха) Никона состоялось перенесение мощей св. Филиппа в Успенский собор Московского Кремля.
Процессия должна была достигнуть Санкт-Петербурга 20–25 августа 1723 года, так как Петр I изначально планировал приурочить встречу мощей на берегах Невы к годовщине заключения Ништадтского мирного договора между Россией и побежденной Швецией (30 августа 1721 года) — итогу его внешнеполитической деятельности.
Путь следования ковчега с мощами святого благоверного князя Александра Невского. Их встреча Петром I 30 августа / 12 сентября 1724 года и учреждение нового праздника святого
Перенос мощей святого князя Александра Невского был устроен особенно торжественно. На подготовку церемонии ушло несколько месяцев. Специально для переноса был создан особый ковчег с балдахином и «носилом» (шириной 7 аршин, длиной 11 аршин, высотой более 5 аршин). Его несли на руках около 150, а иногда и большее число человек, которых тогда называли «ношатыми». Останавливаться в городах на ночлег им было запрещено из-за опасности пожаров, поэтому они ночевали на улице, под открытым небом. Ковчег был доставлен из Москвы во Владимир 10 августа.
Перенесение святых мощей началось 11 августа 1723 года. Весь путь святыню сопровождали настоятель Богородице-Рождественского монастыря архимандрит Сергий и окольничий Михаил Васильевич Собакин. На протяжении всего пути они вели журнал (был опубликован в XIX веке), а также писали донесения в Святейший Синод и в Сенат. Для караула и посылок были выделены из московского гарнизона обер-офицер с унтер-офицером и 20 драгун. По пути в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь, ковчег с мощами останавливался в различных городах.
Сложный 900-километровый путь начался во Владимире утром 11 августа. После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери Рождественского собора и поставлены в ковчег. Так как из ворот обители выйти было затруднительно, частично разобрали забор; при шествии через тесную торговую площадь города пришлось сломать несколько прилавков. Город Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи. Жители ближайших сел встречали и провожали святые мощи «со многими народными людьми».
Маршрут следования мощей св. Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург в 1723-1724 гг.
17 августа процессия подошла к Москве, на следующий день состоялась торжественная встреча святых мощей архимандритом и братией Симоновского монастыря, архиепископом Сарским и Подонским Леонидом, епископом Суздальским и Юрьевским Варлаамом, сонмом священнослужителей и множеством верующих. В Москву ковчег с мощами пронесли по Мещанской улице, Сретенке, Введенской и Петровской улицам; затем, не заходя в Кремль, по Тверской вынесли мощи за Ямскую Тверскую улицу и поставили в поле. Здесь при большом стечении верующих всю ночь совершались молебны святому Александру Невскому.
В «Доношении архимандрита московского Симонова Успенского монастыря Петра в Синод о торжественной церемонии встречи мощей Александра Невского в Москве» от 28 августа говорилось: «В Москву прибыли 17-го числа в ночи в 8-м часу пополудни и стояли до утра у пруда, что под Красным селом, и в 18-м числе ради пренесения оных святых мощей учинен был в большом Успенском соборе благовест в 6-м часу пополуночи, а в 7-м часу из собора для встретения оных святых мощей пошли в ход со кресты духовные персоны.
И встретили оные святые мощи в том месте, где встреча была пренесенных мощей святого Филиппа, митрополита Московского, всеми будущими в Москве архиепископы, и епископы, и духовными персоны, и со многочисленным народом, и звон был до самых вечерен. И несены оные святые мощи чрез Неглинку к Моисеевскому монастырю, и по Тверской улице, и в Тверские врата, а в Кремль вносимы не были того ради, что ни в которые врата пройти было невозможно за высотою балдехина. И как принесли до церкви Василия Кесарийского в ямскую Тверскую слободу, тогда совершено ж молебное пение по обычаю церковному, отдав достойную честь архиереи, которые были в провожании, пошли в Успенский собор в 3-м часу пополудни»[3].
Любопытный факт. В 10 минутах ходьбы от церкви святителя Василия Кесарийского, на Миусской площади в 1904 году началось строительство грандиозного, уступавшего по своим размерам только Храму Христа Спасителя, Александро-Невского собора. Логичным кажется предположить, что место для возведения собора было выбрано не случайно, а именно потому, что за 180 лет до этого здесь пребывали мощи святого князя. Однако эта гипотеза не подтверждается документами. Недостроенный собор в Миуссах был разобран после Великой Отечественной войны, но сегодня от Лесной улицы к Миусской площади ведет улица Александра Невского, напоминающая как о бывшем здесь соборе, так и о перенесении мощей благоверного князя в далеком 1723 году.
23 августа процессия с мощами была в Клину, 26-го — в Твери, 28-го — в Торжке, 31 августа — в Вышнем Волочке. 9 сентября на судне из Боровичей святые мощи оказались вывезены на озеро Ильмень, а затем через озеро переправлены в Новгород. Здесь они были встречены епископом Иоакимом в Юрьевском, а затем в Антониевом монастырях. Во второй половине дня в Новгородском кремле у Софийского собора был совершен молебен. 10 сентября процессия продолжила путь с мощами по Волхову с остановкой у Хутынского монастыря. 13 сентября их доставили в Старую Ладогу, 15 сентября — в Новую Ладогу.
На протяжении всего пути ковчег торжественно встречали жители близлежащих населенных пунктов, которые стремились поклониться святыне. С этим связаны различные легенды. Так, например, в Ворше (тогда — село Дмитровское) появилась скульптура-икона Александра Невского, которая до сих пор хранится в местной Свято-Троицкой церкви. Согласно одному из преданий, процессия никак не могла переправиться через реку Ворша, был дан обет изготовить скульптуру, и проблема чудесным образом разрешилась. Трудностей в пути действительно оказалось много, особенно во время переправ через реки. Порой ломались мосты, и «ношатые» падали в воду. Некоторые, не выдержав сложностей пути, убегали. Правда, согласно журналу, который вел М. В. Собакин, как раз переправа через реку Воршу прошла спокойно.
Резная икона св. Александра Невского из села Ворша
19 сентября 1723 года ковчег принесли в Шлиссельбург. Здесь святые мощи встречали бригадир Шувалов и полковник Бухольц. В тот же день Святейший Синод сообщил об этом императору. Несмотря на все усилия, его приказ о перенесении мощей в Санкт-Петербург к 25 августу из-за объективных трудностей дальнего пути выполнить не удалось. Так как Петр I не пожелал отказываться от первоначального замысла — встретить мощи святого князя в столице именно 30 августа и твердо решил приурочить это церковное торжество к светскому — дню заключения Ништадтского мирного договора, он повелел поставить ковчег с мощами в построенном в 1702 году деревянном Благовещенском храме Шлиссельбурга до особого распоряжения. Выполняя этот указ, архимандрит Сергий и окольничий М. В. Собакин предварительно измерили ширину церковных ворот и поняли, что ковчег туда не занести. Его пришлось разобрать и оставить в церкви только раку со святыми мощами. Там она простояла до августа 1724 года[4]. 30 октября 1723 года Святейший Синод распорядился во исполнение императорского указа устроить для украшения ковчега дополнительные приспособления («арматуру») по присланному из Санкт-Петербурга эскизу («абрису»)[5].
24 июля 1724 года Петр I повелел архиепископу Феодосию (Яновскому) ехать «в Шлюшенбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами» и завершить их перенесение в Санкт-Петербург до 30 августа. К тому времени был издан указ Святейшего Синода от 15 июня 1724 года, в котором говорилось: «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ во одеждах великокняжеских»[6]. Таким образом, святой князь стал восприниматься прежде всего, как воин-покровитель правящей царской династии и новой столицы. В Шлиссельбурге с раки святого сняли его образ в монашеском одеянии (поскольку князь преставился в схиме) и вместо него поместили новый, написанный живописцем столичной типографии Иваном Одольским.
Тогда же была выполнена медная доска известным гравером Пикаром с видом Александро-Невского монастыря для печатания гравюр. В титул святого благоверного князя Александра Невского было добавлено слово «великий». В самом монастыре для встречи мощей была изготовлена особая лестница для внесения их в верхний храм во имя святого князя Александра Невского, запасены пушки и порох для салюта.
В воскресенье 30 августа 1724 года, в третью годовщину Ништадтского мира, состоялся последний этап перенесения святыни в Санкт-Петербург. Сценарий праздника был выстроен таким образом, чтобы в полной мере продемонстрировать преемственность побед русского оружия в Северной войне от новгородских ратников, громивших врага в Приневском крае в XIII веке. При этом, несмотря на то что враг и в 1240 году, и в начале XVIII века был один и тот же — шведы, способ войны с ним существенно изменился. Победа, которую принес Ништадтский мир, была во многом достигнута с помощью русского флота. Именно поэтому значительная часть торжеств 30 августа 1724 года проходила на воде[7].
Ништадтский мир — соглашение между Россией и Швецией, завершившее Северную войну 1700–1721 годов. По Ништадтскому мирному договору к России отходили: часть Карелии с Выборгом, Ингерманландия от Ладоги до Нарвы, Эстляндия с Ревелем (ныне Таллин), Лифляндия с Ригой, остров Эзель (ныне Сааремаа). Царь Пётр I принял титулы «Отца Отечества» и «Императора Всероссийского».
Утром тремя выстрелами пушки из Петропавловской крепости столица была оповещена о начале торжества. Суда Балтийского флота пошли вверх по Неве навстречу кораблю со святыми мощами. Их везли на большой адмиральской галере, которой салютовала вся собранная здесь флотилия. В Усть-Ижоре процессию на корабле встретил император. Затем к нему присоединились галеры свиты во главе с «ботиком Петра Великого» — родоначальником русского флота (сейчас хранится в Центральном военно-морском музее). Петр I перешел на галеру с ковчегом, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. Соответствующее изображение позднее неоднократно тиражировалось. Самое известное из них можно увидеть на барельефе дверей Исаакиевского собора.
Петр I перевозит мощи благоверного Александра Невского из Владимира в Петербург. Горельеф на южных дверях Исаакиевского собора. Скульптор И.П. Витали.
При пушечном салюте и колокольном звоне мощи святого князя Александра Невского встретили на берегу Невы, у впадения в нее речки Монастырки. С берега рака со святыми мощами была перенесена крестным ходом императором, его ближайшими сановниками и духовенством в монастырь. Члены Святейшего Синода во главе с архиепископом Новгородским Феодосием встретили крестный ход у ворот обители. Под традиционный для того времени пушечный салют и колокольный звон Петр I сам внес мощи святого князя в верхний храм Благовещенской церкви, освященный в тот же день во имя святого Александра Невского[8]. Здесь мощи князя покоились до 1790 года (открывать его гробницу запрещалось). Так Петр Великий подвел итог многовековой борьбы за выход в Балтийское море.
Таким образом, был найден способ придать форме почитания святого, характерной для русской православной культуры той эпохи, новое обстоятельство: князь Александр Невский как бы благословлял не только в целом победы Петра Великого, но и его важнейшее нововведение — создание сильного флота. В тот же день император указал впредь праздновать память святого не 23 ноября, как раньше, а 30 августа (это положение повторил Синод в своем постановлении от 2 сентября 1724 года). На следующий день, 31 августа, по случаю праздника был дан большой прием в Александро-Невском монастыре, на котором присутствовали более 300 человек. Заздравные тосты вновь сопровождались пушечными залпами. На память о посещении гости получили в подарок «отгравированный на меди план Александро-Невского монастыря, который изображен на нем так, как он собственно должен быть, со всеми строениями, садами и мелкими принадлежностями»[9].
Вечером того же дня по вновь установленному празднику были отпразднованы и первые именины. Инициатором здесь выступил губернатор Санкт-Петербурга князь Александр Данилович Меншиков, устроивший пышное празднование своих именин, подав тем самым пример другим лицам, носившим имя Александр. Это мероприятие было явным нововведением культурно-бытового плана, поскольку отныне изменялось устоявшееся частное празднование дня святого Александра Невского, что выражалось в том числе и в перенесении привычной даты праздника. А. Д. Меншиков глубоко почитал князя как своего небесного покровителя. Еще в 1711–1712 годах в Усть-Ижоре (на историческом месте Невской битвы) рядом с особняком губернатора столицы была построена деревянная церковь во имя святого князя Александра Невского, на освящении которой присутствовал и сам Петр I[10].
Александр Данилович Меньшиков родился в 1693 г. в Москве. Происхождение Меншикова до сих пор является предметом дискуссий. В возрасте 14 лет он стал денщиком Петра I и быстро завоевал его дружбу. Александр Данилович участвовал в создании «потешных» войск в селе Преображенском, сопровождал царя в поездках по России, в Азовских походах, в «Великом посольстве» 1697–1698 гг. Во время Северной войны Меншиков проявил себя блестяще: он сыграл важную роль во взятии Нотебурга, вместе с Петром I одержал первую морскую победу над шведами в устье Невы, получил чин генерал-фельдмаршала за большой вклад в победу в Полтавской битве. Петр назначил Меншикова первым генерал-губернатором Санкт-Петербурга. После смерти императора Меншиков сыграл ключевую роль в возведении на престол его жены, Екатерины I, и стал при ней фактическим правителем страны. В сентябре 1727 г. Меншикова обвинили в злоупотреблениях, арестовали и вместе с семьёй сослали в город Берёзов Тобольской губернии, где светлейший князь и скончался во время эпидемии оспы.
После окончания перенесения мощей святого князя Петр I велел «по новой службе, вместо прежде бывшей этому святому ноября 23 числа службе, отныне праздновать 30 августа». Выполняя повеление императора, Святейший Синод принял указ о переносе дня памяти святого благоверного князя Александра Невского на 30 августа (12 сентября по новому стилю)[11]. При этом старый день памяти — дата погребения князя — 23 ноября (6 декабря по новому стилю) также отмечается до настоящего времени.
16 октября 1724 года Святейший Синод поручил дело составления новой службы святому князю Александру Невскому на день перенесения его мощей обериеромонаху флота, «синодальному советнику, школе и типографий протектору, Троице-Сергиева монастыря архимандриту» Гавриилу (Бужинскому). Это был сподвижник Петра I, знаменитый проповедник, писавший, по слову императора, «внятно и хорошим штилем» и составивший немало похвальных слов на победы русского оружия, в похвалу императора и основанного им города на берегах Невы. Отец Гавриил также был автором проповеди «В день празднования святого Александра Невского и вместе с тем освящения в его монастыре церкви во имя Благовещений пресвятой Девы Марии»[12].
Гавриил (Бужинский), еп. Рязанский
Для описания новой службы архимандрит Гавриил привлек составленную еще в 1714 году Феофилактом Лопатинским службу святому князю Александру Невскому, которая до наших дней не сохранилась. Отец Гавриил во многом основывался на тексте Проложного жития, сочиненного в XVI веке, продолжая древнюю агиографическую традицию. С другой стороны, он фактически создал новую — петербургскую традицию жития Александра Невского. Ее характерными чертами стало указание на одержанные князем в Приневском крае победы, его покровительство Северной столице и представление Петра I как наследника славы Невского героя[13]. Присутствие в этом произведении антишведской риторики и благодарение Богу в день заключения мира со Швецией не противоречит старым текстам, так как Невской битве в житии святого изначально было уделено много больше места, чем другим военным победам князя[14].
Кроме новой службы на перенесение мощей святого князя Александра Невского архимандрит Гавриил должен был «сочинить из обретающегося в Прологе жития его, приложив к тому из бывшей с шведами и окончившейся миром войны краткую историю и перенесение его святых мощей по приличию, а также к сочиненным стихирам и синаксарию сочинить седальны и канон и всю ту службу по обыкновению напечатать и разослать во все государство». 13 января 1725 года Святейший Синод постановил напечатать новую службу святому Александру Невскому для рассылки по всей России во все церкви[15].
После кончины Петра I почитание святого благоверного князя сохранило свое новое концептуальное культурно-историческое значение. В конце 1720-х годов, при императоре Петре II, празднование перенесения мощей святого Александра Невского в Санкт-Петербург 30 августа на короткий срок было отменено, но уже в 1730 году, вскоре при восшествии на престол императрицы Анны Иоанновны, — восстановлено. С того времени в синодальные издания Миней стали включать обе службы святому князю Александру Невскому: 23 ноября — на погребение бденная служба XVI века и 30 августа — на перенесение мощей в новую столицу служба 1725 года. Гробница святого благоверного князя Александра Невского стала главной святыней столицы Российской империи, со временем приобретая все большее значение.
М.В. Шкаровский
Доктор исторических наук,
профессор Санкт-Петербургской духовной академии
Информация для паломников:
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д.1
Ближайшая станция метро “Площадь Александра Невского”.
Официальный сайт: http://lavra.spb.ru/
Паломническая служба Санкт-Петербургской митрополии:
№ 26 в Едином реестре паломнических служб (центров) Русской Православной Церкви.
Официальный сайт: https://mitropolia-palomnik.ru/
Группа Вконтакте: https://vk.com/palomnik_mitropolia
Источники иллюстраций:
https://iconandbook.ru/graphics/sankt-peterburg/series-etchings-types-st-petersburg-2013/
https://commons.wikimedia.org/wiki/
https://monasterium.ru/upload/iblock/13f/13f52b35474c7b65ef954377b2315926/IMG_8970.jpg
http://sobor-nevskogo.ru/без-рубрики/pereneseniye-moschey-nevskogo/
https://img.tourister.ru/files/1/0/9/1/1/7/5/4/original.jpg
https://drevo-info.ru/images/002/003206.jpg
[1] Соколов Р. А. Александр Невский в государственной и церковной идеологии в 1710-1720-е годы // Вестник Удмуртского университета. 2014. Вып. 3. История и филология. С. 19.
[2] Там же.
[3] Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 56. Оп. 1. Д. 24. Л. 552.
[4] Судьба мощей и раки святого благоверного князя Александра Невского // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2000. Вып. 23. С. 28–30.
[5] Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи. Т. III. 1723. СПб., 1875. С. 217.
[6] Там же. Т. IV. 1724–1725 января 28. СПб., 1876. С. 148.
[7] Соколов Р. А. Указ. соч. С. 19–20.
[8] Берхгольц Ф.-В. Дневник камер-юнкера Фридриха-Вильгельма Берхгольца (1721-1725) (Окончание) // Юность державы. М., 2000. С. 246–247.
[9] Там же. С. 248.
[10] Соколов Р. А. Указ. соч. С. 22.
[11] Перенесение мощей Александра Невского // Вестник Александро-Невской Лавры. 2007. № 7–8. С. 9.
[12] Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи. Т. IV. С. 188.
[13] Бегунов Ю. К. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. об Александре Невском // Труды отдела древнерусской литературы. Т. XXVI. Л., 1971. С. 77.
[14] Назаренко А. В. Александр Ярославич Невский // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 543.
[15] Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи. Т. IV. С. 248.