Санкт-Петербургские духовные школы ведут свою историю с эпохи императора Петра Великого и недавно отметили свое 300-летие. Их создание было связано с основанием Петром I в новой столице России Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, при котором 11 июля 1721 г. архиепископом Новгородским Феодосием (Яновским), во исполнение императорских указов, была учреждена Славенская школа. В 1726 г. ее преобразовали в Александро-Невскую славяно-греко-латинскую семинарию, затем в 1788 г. – в Главную семинарию, а в 1797 г. – в Александро-Невскую Академию. На ее основе в 1809 г. были открыты Санкт-Петербургская Духовная Академия, Санкт-Петербургская семинария и Александро-Невское Духовное училище. Первоначально все они находились в помещениях Александро-Невской Лавры. В числе первых ректоров Академии был будущий святитель Московский Филарет (Дроздов).[1]
Архиепископ Феодосий (Яновский)
Феодосий (в миру Фёдор Михайлович Яновский) родился в 1673 г. в шляхетской семье на Смоленщине. По мнению некоторых историков, обучался в Московской Заиконоспасской или Киево-Могилянской академии. За клевету на архимандрита Московского Симонова монастыря был сослан в оковах в Троице-Сергиев монастырь. В 1697 году избранный на Новгородскую кафедру Троицкий архимандрит Иов взял Феодосия с собой и в 1704 г. назначил его настоятелем Варлаамо-Хутынского монастыря. В 1712 году Феодосий стал архимандритом строящейся Александро-Невской Лавры. В 1721 г. Феодосий был хиротонисан во архиепископа Новгородского и Великолуцкого. 27 апреля 1725 г. архиепископ Феодосий был арестован за оскорбительные высказывания в адрес императрицы Екатерины I. По приговору суда Феодосий был сослан в Николо-Корельский монастырь Архангельской епархии, где он был лишен сана и вскоре скончался. Похоронен в Кирилло-Белозерском монастыре.
В 1817-1820 гг. для Духовной Академии на лаврской земле было построено в стиле классицизма особое трехэтажное здание по проекту архитекторов Луиджи (Алоизия) Руска и Джакомо Кваренги. Все отделочные работы были завершены к началу лета 1820 г., на фронтоне здания установили крест, который поддерживали два ангела.[2] При этом еще 26 августа 1819 г. митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Михаил (Десницкий) в присутствии приглашенных членов Святейшего Синода, Комиссии Духовных училищ и академической конференции освятил домовый академический храм во имя святых Двунадесяти апостолов.[3]
Санкт-Петербургская Духовная Академия. Начало XX века.
https://spbda.ru/news/den-pamyati-rektorov-spbpda-arhiepiskopov-venedikta-i-afanasiya/
Для Санкт-Петербургской семинарии в 1838-1841 гг. было построено в стиле классицизма новое отдельное здание с домовой церковью по проекту синодального архитектора Аполлона Федосеевича Щедрина. Церковь совместили с актовым залом, отделив алтарь подвижной перегородкой, и освятили в 1841 г. во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В 1886–1887 гг. по проекту архитектора Николая Никифоровича Маркова к зданию семинарии был пристроен со двора трехэтажный корпус. В его верхний этаж перенесли храм, который в 1888 г. освятил архиепископ Леонтий (Лебединский), впоследствии митрополит Московский и Коломенский. С 1900 г. при семинарском храме действовало братство святого апостола Иоанна Богослова для помощи неимущим студентам.[4]
Домовая церковь Санкт-Петербургской духовной семинарии во имя св. апостола Иоанна Богослова.
Начало XX века.
https://sobory.ru/photo/224042
В Санкт-Петербургской Духовной Академии учились прославленные Русской Православной Церковью: святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, «апостол Алтая» святитель архиепископ Макарий (Глухарев), «апостол Японии» святитель архиепископ Николай (Касаткин), святитель Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин), священномученики митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), первомученик протоиерей Иоанн Кочуров, протоиереи Алексий Ставровский, Философ Орнатский, Михаил Чельцов и многие другие новомученики; прославленные Сербской Православной Церковью: преподобный Иустин (Попович), святитель Николай (Велемирович), священномученик архиепископ Досифей (Васич), а также будущий Патриарх Сербский Варнава (Росич).
Икона Собора святых Санкт-Петербургской Духовной Академии
В конце XIX — начале XX вв. в Санкт-Петербургской Академии работала целая плеяда выдающихся ректоров, инспекторов, профессоров и преподавателей, которые внесли значительный вклад в развитие российской науки, прежде всего, в догматическое богословие, патрологию, нравственное богословие, литургику, каноническое право, церковную историю, археологию, искусствоведение, религиозную философию и филологию. Среди них выделялись: Н.Н. Глубоковский, епископы Анастасий (Александров), Сергий (Страгородский, будущий Патриарх Московский и всея Руси) Антоний (Храповицкий, будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей), И.Е. Евсеев, В.Н. Бенешевич, И.С. Пальмов, А.Л. Катанский, Н.И. Caгapдa, А.А. Бронзов, Н.В. Покровский, протопресвитер Евгений Аквилонов, М.И. Каринский и др.[5]
Будущий патриарх Сергий (в миру Иван Страгородский) в 1886 году окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1890 года окончил Академию со степенью кандидата богословия. В том же году пострижен в монашество в честь прп. Сергия Валаамского и назначен в Японию членом духовной миссии. В 1901 году хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1911 года — член Святейшего синода. В январе 1921 года митрополит Сергий был арестован и несколько месяцев находился в Бутырской тюрьме. С 1924 года владыка Сергий — митрополит Нижегородский. С 1934 года — митрополит Московский и Коломенский. 12 сентября 1943 года Архиерейским собором Русской Православной Церкви избран 13-м Патриархом Московским и всея Руси. Скончался 15 мая 1944 года. Погребен в Богоявленском Елоховском соборе города Москвы
В конце 1918 г. Петроградская Духовная Академия временно перестала существовать вследствие антирелигиозных гонений, но вновь начала действовать в 1946 г. стараниями митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), возглавившего Учебный комитет Московской Патриархии. Возрожденные Академия и семинария разместилась в дореволюционном здании Духовной семинарии (набережная Обводного канала, д. 17). При этом храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова был освящен 8 октября 1946 г. на прежнем месте. В это время церковь получила новые святыни, среди которых была особо почитаемая икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская. С конца 1940-х гг. Духовные школы северной столицы закончили более 2500 священнослужителей. Выпускниками Академии были Патриархи Московские и всея Руси Алексий II (Ридигер), Кирилл (Гундяев) и много других выдающихся архипастырей.[6]
Григорий (Чуков), митрополит Ленинградский и Новгородский
http://www.auction-imperia.ru/auction/21_19.htm
В 2013 г. Санкт-Петербургской Духовной Академии возвратили ее историческое здание (набережная Обводного канала, д. 17), сейчас там идут реставрационные работы. Академическим храмом по-прежнему остается церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В 2006 г. выпускник Академии Святейший Патриарх Алексий II совершил чин малого освящения этого храма. В 2009-2011 гг. по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, служившего ректором Ленинградской Академии в 1974-1984 гг., было воссоздано художественное убранство храма, в том числе росписи стен и потолка. Также были отреставрированы церковная утварь, иконы Спасителя и Божией Матери с Царских врат. К дню нового освящения храма в 2011 г. в него вернулись иконы святителя Василия Великого и преподобного Иоанна Ветхопещерника с надгробия профессоров В. Болотова и И. Троицкого и шесть икон XIX века. Для них, а также для икон преподобного Серафима Саровского и святого праведного Алексия, человека Божия, были изготовлены десять новых киотов.[7]
Главной святыней храма является чтимая икона Божией Матери «Знамение» (Царскосельская) – фамильная святыня Дома Романовых и одна из хранительниц Санкт-Петербурга. Она была подарена царю Алексею Михайловичу предположительно святителем Патриархом Константинопольским Афанасием и при Петре I перенесена из Москвы в новую столицу. Императрица Елизавета Петровна в 1747 г. выстроила для пребывания иконы Знаменскую церковь в Царском Селе. Образ отводил угрозы эпидемий, помогал при пожарах и кораблекрушениях. В годы Великой Отечественной войны Знаменская церковь была закрыта, а чтимая икона с 1948 г. находится в церкви Академии.
Икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская в Домовой церкви СПбДА во имя св. апостола Иоанна Богослова
https://spbda.ru/news/v-sankt-peterburgskih-duhovnyh-shkolah-vstretili-prazdnik-ikony-bozhiej-materi-znamenie-tsarskoselskaya
Существующий и в настоящее время Церковно-археологический музей при Санкт-Петербургской Духовной Академии был основан в 1879 г. выдающимся церковным археологом Н.В. Покровским. В начале XX века музей стал крупнейшим в Петербурге хранилищем памятников русской церковной старины, однако в 1918 г. он оказался ликвидирован, а экспонаты в основном утрачены. В 1997 г. решением Ученого совета Академии при ней был снова открыт музей церковной археологии. В настоящее время музей находится в помещениях, служивших в 1960-е – 1980-е гг. покоями ленинградских митрополитов, и включает экспонаты, собранные сотрудниками Академии, а также переданные в качестве дара архиереями Русской Православной Церкви, учеными и благотворителями.[8]
Начинается музей с храма Успения Пресвятой Богородицы – домовой церкви ленинградских митрополитов с начала 1970-х гг. Первый зал носит название Патриарший, так как посвящен выпускнику Академии Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В зале выставлены ранее принадлежавшая Патриарху Тихвинская икона, его кандидатская и докторская диссертации, фотографии из личного архива, различные вещи Патриарха: митра, посох, скуфья, облачение. Особенный интерес вызывает подаренная Алексием II уникальная коллекция наград Русской Церкви и собрание юбилейных и памятных медалей. Второй зал в основном посвящен памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). В витринах экспонируются его личные вещи, церковные награды и облачения, редкие фотографии 1950-х – 1970-х гг. Отдельная часть экспозиции посвящена ректорству в Академии в 1974-1984 гг. Патриарха Московскому и всея Руси Кирилла. В витринах представлены его церковные облачения, кандидатская диссертация и некоторые личные вещи.
Будущий патриарх Алексий II родился в 1929 году в Таллине. В 1947 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил в 1949 году. Затем поступил в Ленинградскую духовную академию. В 1950 году рукоположен в священника. 3 марта 1961 года Алексий в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры принял монашеский постриг и в том же году избран епископом Таллиннским и Эстонским. В 1986 году стал митрополитом Ленинградским и Новгородским. После смерти патриарха Пимена в 1990 году Поместный Собор избрал митрополита Ленинградского Алексия 16-м Патриархом Московским и всея Руси. Скончался 5 декабря 2008 года в Переделкино.
Домовый храм СПбДА Успения Пресвятой Богородицы
https://spbda.ru/news/arhiepiskop-petergofskiy-amvrosiy-sovershil-maloe-osvyaschenie-otrestavrirovannogo-akademicheskogo-hrama-uspeniya-presvyatoy-bogorodicy
Третий зал посвящен церковному искусству и живописи. Помимо плащаницы, хоругвей и предметов церковного назначения здесь находится коллекция картин голландских, итальянских и русских мастеров. Также в витринах этого зала выставлена обширная коллекция наград Русской и Украинской Православных Церквей. В четвертом зале представлены различные формы церковного искусства: иконы, предметы литья, разнообразные кресты, в том числе поклонный каменный крест XIII века, коллекция антиминсов XVII-XIX веков, рукописные и старопечатные книги, предметы древнерусского ювелирного искусства, церковные предметы из раскопок г. Херсонеса: светильник, маленькие кувшины для благовоний, копии изображений из христианских катакомб. Еще один зал посвящен новомученикам Санкт-Петербургской епархии. Музей активно сотрудничает с церковными и государственными научными учреждениями, его часто посещают экскурсии и делегации различных христианских Церквей. Его экспонаты также используются в учебном процессе преподавателями Духовной Академии.
В настоящее время Санкт-Петербургские Духовные школы включают: аспирантуру, магистратуру, бакалавриат, факультет церковных искусств и факультет иностранных студентов. Имеется несколько отделений: библейское, богословское, церковно-практическое, церковно-историческое, заочное, регентское и иконописное, на которых в общей сложности обучаются более 700 студентов и аспирантов, в том числе около 20 африканцев. В состав профессорско-преподавательской корпорации входит около 100 человек, среди которых много профессоров и преподавателей светских вузов.
Группа иностранных студентов Московской духовной академии в Домовом храме св. апостола Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии. Май 2024 г.
Фото из архива журнала «Православный паломник».
Активную деятельность ведет созданное в 2013 г. издательство Санкт-Петербургской Духовной Академии. Прежде всего, оно выпускает учебные пособия, научные монографии и восемь научных журналов: «Христианское чтение», «Труды кафедры богословия», «Вестник исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии», «Русско-Византийский вестник», «Труды и переводы», «Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях», «Актуальные вопросы церковной науки» и др. На базе Книжной гостиной работает научно-просветительский проект «Византийский кабинет». У Академии имеется несколько сайтов: официальный сайт, сайты журнала «Христианское чтение», издательства Академии, студенческого журнала «НЕБО», Факультета церковных искусств, Иконописного отделения, Межвузовского координационного центра, аспирантуры, кафедр библеистики, богословия, церковной истории и церковно-практических дисциплин.
М.В. Шкаровский
Доктор исторических наук,
профессор Санкт-Петербургской духовной академии
[1]Очерки истории Санкт-Петербургской епархии / Ред.-сост. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). СПб., 1994. С. 35-36, 79; Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. 1713-1913: Историческое исследование. В 2-х кн. СПб., 2001. Кн. 1. С. 531–537, 541–543; Чистович И.А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1857.С. 7, 15–19; Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 815. Оп. 1 (1716). Д. 29, 84.
[2]Глухова Е.Е., Матвеев Б.М. Комплекс зданий духовно-учебных заведений в Санкт-Петербурге // Памятники истории культуры Петербурга. Вып. 5. СПб., 2000. С. 162; Чистович И.А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. С. 430; РГИА. Ф. 802. Оп. 7. Д. 5а. Л. 2
[3]Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Энциклопедия христианских храмов. СПб., 2010. С. 191; Лавры, монастыри, храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. Вып. 6. СПб., 1908. С. 5-6; РГИА. Ф. 801. Оп. 1. Д. 946.
[4]Надеждин А.Н. История Санкт-Петербургской Православной Духовной Семинарии с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства (1809-1884). СПб., 1885. С. 9-10, 215-216.
[5]Времена и судьбы: штрихи к истории Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 2011. С. 62-69; Карпук Д.А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии (1889-1918 гг.). Дисс. … канд. богословия. СПб., 2008 // Библиотека Санкт-Петербургской Духовной Академии.
[6]См.: Шкаровский М.В. Санкт-Петербургские Духовные школы в XX-XXI вв. Т. I. СПб., 2015.
[7]Священник Александр Берташ, А.К. Галкин. Семинарский храм Санкт-Петербургской Духовной академии. СПб., 2012. С. 55-78.
[8]Пивоварова Н.В. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной академии. Судьба коллекций // Судьбы музейных коллекций. Материалы VIЦарскосельской научной конференции. СПб., 2000. С. 70-72.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ
Церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Санкт-Петербургской Духовной Академии
Адрес: г. Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, д. 17
Официальный сайт СПбДА: https://spbda.ru
Паломническая служба Санкт-Петербургской митрополии:
№ 26 в Едином реестре паломнических служб (центров) Русской Православной Церкви.
Официальный сайт: https://mitropolia-palomnik.ru/
Группа ВКонтакте: https://vk.com/palomnik_mitropolia