Уроки Патриарха

Званный гость

Уроки Патриарха

Иерей Димитрий Сафонов рассказал «Православному паломнику» о первосвятительском служении патриарха Тихона, его борьбе, страданиях и кончине

Святитель Тихон своей жизнью и служением как нельзя лучше иллюстрирует слова, сказанные Господом апостолу Павлу: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9). Патриарх Московский и всея России, как он сам определил свой сан, категорически не пожелав именоваться Патриархом всего Союза Советских Социалистических Республик, провел Русскую Православную Церковь через тяжелейший период начала богоборческих гонений. Не дав ее разрушить обновленцам, политизировать в любую сторону; сохранив верность Истине и традиции, сохранив паству. И сделал он это не путем политических компромиссов, а следуя Воле Божией. Сам Патриарх претерпел на этом пути многие тернии страданий — и физических, и душевных, ни разу не изменив своей совести. О советском периоде жизни свт. Тихона беседуем с кандидатом исторических наук и кандидатом богословия, доцентом кафедры богословия РПУ имени св. Иоанна Богослова, автором книги и множества статей о патриархе Тихоне иереем Димитрием Сафоновым.

 

Святейший патриарх Тихон

Источник

 

— Отец Димитрий, некоторые люди по сей день упрекают патриарха в том, что он, во-первых, не благословил белое движение, а во-вторых, подписал документ о лояльности советской власти, как бы отринув собственную анафему большевикам 1918 года. Другие пытаются приписать святителю Тихону якобы полную «советизацию» и чуть ли не скорбь по умершему Ленину. А как было на самом деле?

 

— Что касается «анафемы» 19 января 1918 года, то, как таковой анафемы партии большевиков или советской власти в этом послании не было. Патриарх писал: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной». Следующие слова Святейшего тоже нельзя рассматривать как церковную анафему новой власти и всем, кто ее поддерживал. «Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной». Ведь адресатом этого прещения были именно люди, творившие в это время «красный террор», формально принадлежавшие к Церкви в силу совершенного над ними крещения.

Благословения же белому движению Патриарх не дал, потому что был уверен: Церковь должна быть не «красной» или «белой», а Христовой. Святитель был против братоубийства под любыми знаменами.

Митрополит Антоний (Храповицкий), бывший одним из кандидатов на патриарший престол, соединивший свою судьбу с армией Деникина, а затем Врангеля, ушедший с ними в эмиграцию и возглавивший Высшее церковное управление за границей, позже признавался, что если бы патриархом стал он, то, наверное, загубил бы Церковь своей непримиримостью к большевикам. Святитель Тихон же после того, как Россия лишилась Государя, являлся фактически главой всего русского народа.

 

Заседание Поместного собора 1917-1918 гг. Слева направо: митр. Арсений (Стадницкий), патриарх Тихон (Беллавин), митр. Антоний (Храповицкий), митр. Агафангел (Преображенский).

Источник

 

К этому стоит добавить, что отношение Патриарха Тихона к советской власти менялось со временем — не на идейном уровне, а на уровне реалий, попущенных Богом. После окончания Гражданской войны, восстановления страны в почти прошлых границах, стало понятно, что советская власть — это не банда временных злодеев, что она надолго, и большинство народа ее поддерживает. И тогда вступила в действие истина, высказанная апостолом Павлом в послании римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:11)

В своей книге «Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время» я подробно раскрываю мифы, которые выстроили вокруг него. Не было, конечно, никаких «соболезнований» по поводу смерти Ленина. Советские газеты неоднократно печатали разные заявления от имени Святейшего, которые он даже не читал. Многие инсинуации вбрасывали обновленцы. Так священник-«живоцерковник» Красницкий лгал в советских газетах, что он принят в общение патриархом Тихоном. Патриарх же через доверенных священников и архиереев опровергал это вранье, и эти опровержения мимо печати доходили до народа. Так, что православные люди правильно понимали, что не следует верить тому, что пишут газеты от имени Предстоятеля.

 

В 1920-х гг. в Русской Православной Церкви возникло движение обновленцев, также известное как «Живая Церковь» или «Православная Церковь СССР». Обновленцы выступали за модернизацию церковной жизни: введение богослужения на современном русском языке, отмену обязательного безбрачия для епископов, календарную реформу. Они критиковали «консерватизм» патриарха Тихона, обвиняя его в противодействии «прогрессивным» изменениям и связях с контрреволюцией. Советская власть, стремясь ослабить каноническую Церковь, поддержала живоцерковников. Многие их лидеры, такие как епископ Антонин (Грановский), священники Александр Введенский, Владимир Красницкий и др., сотрудничали с ГПУ, получая доступ к храмам и административным ресурсам. В 1922 году обновленцы создали Высший церковный совет, объявив себя «единственной легитимной Церковью». Патриарх Тихон был отстранён от управления Церковью, а его сторонники подверглись репрессиям. Однако верующие не приняли радикальных реформ, а после смерти святителя Тихона и ареста ряда обновленческих иерархов их влияние ослабло. В 1930-х гг. советская власть, разочаровавшись в эффективности раскола, начала сворачивать поддержку движения. В 1943 г. началось возрождение канонической Православной Церкви, когда власти разрешили избрать патриарха и открыть множество храмов. Обновленцы, лишённые государственной поддержки, массово возвращались в лоно Русской Православной Церкви. К 1946 году движение окончательно исчезло.

 

— Почему ГПУ выбрало для «домашнего заключения» патриарха Тихона именно Донской монастырь? Или Святейший его выбрал сам? Почему не сухаревское Троицкое подворье, где была его резиденция до первого ареста?

 

— Это было решением властей. На Троицком подворье в 1922 -м году, в начале кампании изъятия церковных ценностей произошли массовые аресты духовенства с последующим заключением. Полностью по известной директиве Ленина: «...мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». Поэтому патриарха Тихона как «главу» этого самого «черносотенного духовенства» следовало по замыслу властей изолировать, а в Троицкое подворье, бывшее патриаршей резиденцией, вселить обновленцев, ставших орудием чекистов. Группа этих обновленцев во главе с начальником 6-го отделения Секретного отдела ГПУ Евгением Тучковым и протоиереем Александром Введенским явилась к патриарху Тихону и потребовала передачи власти, что тот отказался сделать, передав временное управление Церковью митрополиту [Ярославскому и Ростовскому – прим. ред.] Агафангелу.

Конечно, он уезжал в Донской монастырь не добровольно, но думаю, что ГПУ согласовало это место домашнего заключения с Патриархом. Донская обитель была для Святейшего не чужой. Еще в 1915 году он привез туда мощи Виленских мучеников. Позже Святейший неоднократно просил его переселить из Донского монастыря, где ему было неудобно. Рассматривался, например, Богоявленский монастырь, но тот был слишком близко к Кремлю, что не устраивало власть.

 

О переносе мощей Виленских мучеников и служении свт. Тихона в Литве читайте в статье «Литовский рубеж святителя Тихона»

 

— Что было в домике, где жил Патриарх, до него — в еще действовавшем монастыре?

 

— Там долгое время жил на покое — до своей кончины в феврале 1918 года епископ Антоний (Флоренсов), которого звали «старец-епископ». Он был духовным наставником отца Павла Флоренского и многих других. Патриарх Тихон очень ценил этого владыку, служил в годовщины кончины на его могиле панихиду. При этом помещение там было не очень удобное. На первом этаже размещалась охрана ГПУ, на втором этаже — всего три небольшие комнаты с низкими потолками, в которых было сыро, и душно, когда приходили посетители. Он прожил там во время домашнего ареста — с мая 1922-го по июнь 1923 года. И после освобождения из Лубянской тюрьмы вернулся туда же. Сейчас в этом домике заканчивается подготовка новой экспозиции музея патриарха Тихона, который планируется открыть к 6 апреля, когда пройдут торжественные богослужения в связи со 100-летием преставления святителя Тихона.

 

Келья святителя Тихона в Донском монастыре

Источник

 

— Как жил Святейший в Донской обители?

 

— Ему запрещалось принимать посетителей, выходить из дома, посещать монастырские храмы. В следственном деле патриарха Тихона отмечено, что он, будучи там под арестом, умудрялся передавать на волю записки, поднимался на стуле к маленькому окошку на первом этаже выше человеческого роста, благословлял приходившую под окошко паству, разговаривал даже через окно с епископом Андреем (Ухтомским). Когда же гулял по монастырской стене, что ему разрешалось, то благословлял народ в больших количествах собиравшийся внизу. Каждый день Патриарх работал — писал. К сожалению, этих его записок не сохранилось. По крайней мере, они не доступны исследователям. Конечно, Святейший каждый день много молился. Сотрудница ГПУ Мария Вешнева, в 1950-х годах написавшая воспоминания о времени заключения патриарха Тихона в Донском, отмечала: «Всем бы хорош старик, только вот молится долго по ночам — не задремлешь с ним».

 

— Было ли на Ваш взгляд убийство Якова Полозова, келейника Патриарха, «ошибкой» (в смысле, что хотели убить самого Патриарха) или актом устрашения и морального давления на Святейшего? Предпринималось ли какое-то расследование?

 

— По всем документам, которые я изучал, это убийство было очевидным образом актом «морального террора» против патриарха Тихона. Яков Анисимович постоянно арестовывался: в 1921, 1922 годах с формулировкой «в целях воздействия на Тихона». Его держали в заключение в одиночке Лубянской тюрьмы, устраивая нарочно встречи с Патриархом, чтобы тот ему рассказывал, как там плохо. В ГПУ прекрасно знали об их духовной близости, писали даже в документах «сын Тихона», опуская слово «духовный», как бы намекая на кровное внебрачное родство, что было невозможно, хотя бы в силу того, что Патриарх был старше Якова всего на 11 лет. Таким образом, через издевательства над любимым келейником, чекисты пытались шантажировать Святейшего, чтобы он шел на нужные для власти уступки.

 

Сцена убийства Якова Полозова на росписи ворот Донского монастыря

 

Само убийство было так обставлено, чтобы произвести максимальный эффект на Патриарха. Убийцы (якобы грабители) специально шумели, чтобы вышел сперва келейник, а затем Патриарх, и на глазах последнего выстрелили в Якова Анисимовича — в голову и в грудь, чтобы было много крови. После чего злоумышленники убежали. Версия следствия о якобы ситуативном убийстве уголовниками свидетеля их кражи патриаршей шубы с вешалки в прихожей была шита белыми нитками. Ведь кроме прочего за домиком Патриарха круглосуточно следили многочисленные лица, контролируемые ОГПУ. Прибывший на место преступления через несколько минут Тучков с сотрудниками объявил сходу, что это дело рук белогвардейцев. Следствие, длившееся месяц, конечно же никого не нашло.

Надо сказать, что организаторы преступления добились своего: здоровье Патриарха резко ухудшилось после этого потрясения: возобновились обмороки. Святейший страдал нефритом, тяжелой формой стенокардии. После Рождества его удалось уговорить, точнее, надавить на него, чтобы он лег в больницу. Откуда он несколько раз выезжал на службы в храмы и на заседания Синода, вопреки возражениям врачей.

 

Яков Анисимович Полозов родился в Виленской губернии в 1879 г., рано осиротел и воспитывался сестрой. В молодости он отправился в Америку, где служил церковным сторожем. Там же произошла его судьбоносная встреча с будущим патриархом Тихоном, который взял его в келейники. С тех пор Полозов неотлучно сопровождал владыку во всех поездках и служении. В годы гонений на Церковь Яков Анисимович оставался верным помощником патриарха. В 1921 году он женился на княжне Наталье Друцкой-Соколинской, но семейное счастье было недолгим — вскоре Полозова арестовали как ближайшего помощника свт. Тихона. Несмотря на тяжелые условия заключения и болезнь, Яков Анисимович отказался давать показания против патриарха. После освобождения он вернулся к своему служению. 9 декабря 1924 года в покои патриарха ворвались двое неизвестных. Полозов, выйдя на шум, был убит выстрелами в упор. Убийцы скрылись. Патриарх, ставший свидетелем трагедии, настоял на погребении верного келейника в Донском монастыре. Похороны Полозова, совершенные патриархом при большом стечении народа, стали одним из последних публичных выступлений святителя. Через четыре месяца патриарх Тихон скончался, а убийство Якова Анисимовича так и осталось нераскрытым. Историки рассматривают это преступление как часть кампании давления на Церковь в 1920-е годы.

 

 

— Называется множество причин, почему не состоялся планировавшийся суд над Святейшим. Например, негативный международный резонанс. Ваше мнение о главной причине такого решения большевиков?

 

— Если обратиться к документам, то тема международная там присутствует. На нежелательность смертного приговора патриарху Тихону с точки зрения ухудшения международного положения Советской России указывал нарком иностранных дел Чичерин. Но главную роль в отказе большевиков не только расстреливать, но и судить тогда Святейшего сыграла записка Дзержинского в Политбюро ВКП(б). Суд предполагалось провести в апреле 1923 года. Несколько недель до этого силами осведомителей ГПУ ежедневно проводился негласный «мониторинг» общественного мнения на эту тему. Обнаружилось значительное усиление антиправительственных и антисемитских настроений среди разных слоев — в том числе, рабочих, которые формально считались оплотом власти большевиков. В своей записке Дзержинский, сам настроенный очень жестко по отношению к делу патриарха Тихона, весьма настойчиво указывал на недопустимость в настоящее время суда и смертного приговора «б. патриарху Тихону», поскольку это чревато серьезными волнениями и эксцессами населения. С выводами записки согласились все члены Политбюро кроме Рыкова. Процесс был отложен на неопределенное время.

 

— В своих публикациях Вы убедительно доказываете на основе исследования источников, что т.н. «Завещательное послание» святителя Тихона, совершенно просоветское, написано не им, а командой чекиста Евгения Тучкова, подпись же Патриарха вставлена факсимильно. Как Вы думаете, почему этого не замечали раньше? Или все-таки замечали?

 

— То, что это послание написано не Святейшим, сразу заметили и в Синоде РПЦЗ, поняли и православные в России. Опыт подлогов власти был уже богатым — по предыдущим газетным публикациям якобы от имени патриарха Тихона. Он не имел возможности опровергнуть их печатно, но опровергал в кругу духовенства, откуда эта информация потихоньку передавалась и пастве. После своей смерти Святейший не мог сделать и этого, на что чекисты, видимо, сделали ставку.

Я сравнил все редакции этого послания, сохранившиеся в следственном деле. Все источниковедческие аргументы ясно говорят: попытки согласования этого документа с Патриархом велись до самой его кончины в больнице. Митрополит Крутицкий Петр (Полянский) незадолго до смерти Святейшего привез ему в больничную палату последний вариант, составленный в ОГПУ, но тот отказался его подписать. Об этом говорит многое. Есть свидетельство протоиерея Василия Виноградова, который передавал рассказ человека близкого к Патриарху, находившегося в соседнем помещении: «Я слышал, как вошел в комнату Патриарха митрополит Петр и затем что-то обычным своим голосом читал и докладывал Патриарху... я слышал как Патриарх несколько раз и при том в несколько раздраженном, повышенном тоне прерывал доклад митрополита Петра замечанием — «я этого не могу… Когда митрополит Петр вышел из комнаты Патриарха, с Патриархом вскоре сделалось дурно».

Об этом же позже свидетельствовала и врач Эмилия Бакунина, лечившая Святейшего.

В пользу подлога говорит слишком многое. И то, что работа над конечной редакцией Послания продолжилась уже после смерти Святейшего, и то, что опубликованный документ содержал совершенно несвойственные для Патриарха и просто неканоничные выражения и обороты речи.

Я считаю, что после того, как власти поняли, что Патриарх Тихон не подпишет нужный им текст, было принято решение ускорить его уход, чтобы опубликовать от его имени подложный документ с подписью, вставленной с клише. Сильно пошатнувшее здоровье Святейшего позволяло это сделать, не вызывая сильных подозрений. Сам политический контекст 1925 года в СССР был «органичен» для таких завуалированных убийств. Замглавы ОГПУ Генрих Ягода тогда провел целый ряд таких «операций», самой известной из которых стала ликвидация Михаила Фрунзе на хирургическом столе.

 

Святейший патриарх Тихон

Источник

 

— Есть версия, что Патриарха отравили в частной клинике Бакуниных на Остоженке, где он лечился…

 

— Думаю, что прибегать к яду как таковому, не было необходимости. Сами Бакунины, владевшие клиникой, были надежными людьми. Но за два дня до смерти Патриарху удаляли зубы некие сторонние врачи. Тогда для обезболивания применялся морфий. Необходимую дозу этого препарата могли превысить, что оказало фатальное влияние на больное сердце Святейшего. Священник соседнего храма Ильи Обыденного отец Александр Толгский позже рассказывал, что медсестра из клиники Бакуниных говорила, что ввела Патриарху двойную дозу морфина накануне его смерти. Точно доказать это сегодня невозможно, но трудно отрицать факт, что смерть патриарха Тихона была тогда очень уж на руку власти.

 

Арест патриарха Тихона. Худ. Ф.А. Москвитин. 1996.

Источник

 

— После преставления Патриарха подлинность «Завещательного послания», однако сразу же подтвердил местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (Полянский), отправив текст в редакцию «Известий» со своим сопроводительным письмом…

 

— Об этом я подробно пишу в своей книге и статьях. Здесь скажу кратко: владыка Петр пошел тогда на этот шаг, очевидно, под сильнейшим давлением со стороны Тучкова. Наверное, он искренне считал тогда, что с ГПУ можно договориться. При этом он косвенно сам засвидетельствовал подложность завещания Патриарха, не огласив его на совещании епископов, состоявшемся после погребения Патриарха. Известно, что после того, как митрополит Петр как бы подтвердил подлинность «Завещательного послания» с него, без видимых причин, были сняты тяжелейшие обвинения в шпионаже как члена группы «правых церковников», дело которой раскручивалось чекистами. В дальнейшем владыка Петр раскаялся в этом ошибочном поступке. Он фактически игнорировал исполнение мнимой «последней воли» патриарха Тихона, не разослал текст подложного «Завещательного послания» по епархиям и приходам. В результате в декабре 1925 года последовал арест владыки Петра, тюрьмы, ссылки и, в конце концов, в 1937-м — расстрел с обретением венца новомученика.

 

Святитель Тихон и митрополит Крутицкий, священномученик Петр (Полянский)

Источник

 

— Среди многочисленных подлогов чекистов можно ли вычленить действительные слова патриарха Тихона по отношению к советской власти?

 

— Да, это действительно подписанное его рукой 16 Июня 1923 года заявление в Верховный суд РСФСР, которое заканчивалось словами «...заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской Власти не враг». Стоит заметить, что в разговорах с близкими ему людьми Патриарх уточнял: «Я заявил, что не враг Советской власти, но никогда не заявлял, что я друг ей». Отношения с властью большевиков Святейший называл «игрой кошки с мышкой». Так, например, осенью 1923 года он вроде бы пошел навстречу властям, добивавшимся от него введения нового стиля в церковный календарь. Соответствующий документ подписал, но не разослал по епархиям. А в храме поручил огласить его священнику с тихим голосом. Вышло столь невнятно, что никто ничего не понял. Когда же подошло время Рождественского поста, Тучкову было сказано: «ну вот, извините, не успели, теперь уже поздно вводить». Так обновленческое нововведение было сорвано. Тучков понял, что его «надули» и отомстил владыке Илариону (Троицкому), придумавшему этот ход — его отправили на Соловки, где он и принял свой мученический венец через несколько лет.

 

— Каков на Ваш взгляд главный урок для нас — православных, который мы можем извлечь их жития святителя Тихона?

 

— На мой взгляд, его образ учит нас бесконечному доверию Богу. В сложных, казалось бы, безвыходных ситуациях он молился и получал ответ как ему поступать. Святитель не играл ни в какие политические игры, а шел по тому пути, который подсказывал ему Господь. Известно высказывание Патриарха Тихона: «Пусть погибнет имя мое в истории, лишь бы Церкви была польза». Но неправильно было бы его понимать как путь неких компромиссов для «спасения Церкви». Святитель не «спасал» Церковь ценой компромиссов со своей христианской и пастырской совестью. И Господь никогда его не оставлял поругаемым. Даже кончина Патриарха свидетельствует о Божием Благоволении. Когда он прибыл в больницу Боткиных, там не было икон. По его просьбе принести какой-нибудь святой образ, из соседнего Зачатьевского монастыря ему доставили икону Благовещения Пресвятой Богородицы. Так Господь предвозвестил день преставления Своего угодника.

Искать воли Божией, видеть ее и следовать ей до конца — вот это, по-моему, и есть для нас главный урок святителя Тихона.

 

— Какие еще существуют паломнические места в России, связанные со свт. Тихоном, кроме Донского монастыря и музея патриарха Тихона в Торопце, где он родился, провел детство и юность? Как будет отмечаться столетняя годовщина преставления Святителя?

 

— В прошлом году меня привлекли к деятельности Комиссии по развитию паломничества и принесению святынь, которую возглавляет митрополит Псковский и Порховский Матфей. Я выступал в качестве лектора на курсах для экскурсоводов, которые изучали паломнические маршруты, посвященные святителю Тихону. Материалы этих курсов выложены на сайте Паломнической комиссии https://palomnikofficial.ru/. Так вот, места паломничества, связанные с именем Патриарха Тихона — это все епархии, где он жил и работал (за исключением Литвы, где по понятным причинам, это невозможно): Тверская, Псковская, Ярославская, Санкт-Петербургская, и, конечно — Москва. Во всех этих епархиях в нынешний юбилейный год будут проходить масштабные мероприятия, выставки, конференции.

В Ярославской епархии, это, например место, связанное со служением свт. Тихона с 1907 по 1914 год — Спасо-Яковлевский монастырь. В Пскове юбилейные мероприятия пройдут в Псковской духовной семинарии, где он учился. 22 августа 2023 года состоялось освящение памятника святителю Тихону, установленного на въезде в п. Кунья Псковской области, а в мае планируется открытие музея в здании, построенном на фундаменте дома семьи Беллавиных. В северной столице важным центром станет Санкт-Петербургская духовная академия, где учился после семинарии тогда еще Василий Беллавин. 1-2 апреля там пройдет масштабная научная конференция «Патриарх Тихон — символ эпохи: к 100-летию со дня кончины».

Большая конференция пройдет также в Московской духовной академии в мае. В столице насыщенная выставка, посвященная святителю Тихону, развернута в Соборной палате — ее подготовили коллеги из ПСТГУ. Большим событием обещает стать, как я уже говорил, открытие музея патриарха Тихона в Донском монастыре — в домике, где он прожил свои последние годы.

Всего же в этом году, пройдет более 3000 мероприятий, посвященных памяти святителя Тихона. Организован замечательный сайт — https://svttihon.ru/, на котором можно узнать обо всех этих маршрутах, местах и проектах.

 

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает молебен у мощей святителя Тихона в Донском монастыре 7 апреля 2024 г.

Источник

 

Беседовал Андрей Самохин, член Союза писателей России

Поделиться ссылкой в:


    Ещё в разделе

    «Нас связывает, прежде всего, православная вера»

    «Нас связывает, прежде всего, православная вера»

    Иеромонах Афанасий (Арсоски) рассказал «Православному паломнику» о святынях родной Македонии, впечатлениях от России и славянском единстве.

    «Безвыходное положение людей — это поле для действия Бога!»

    «Безвыходное положение людей — это поле для действия Бога!»

    Иеромонах Афанасий (Арсоски) о кризисе в отношениях между Македонской и Сербской Православными Церквями и его преодолении*.