210 ЛЕТ ПРЕБЫВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ В СТЕНАХ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

События

210 ЛЕТ ПРЕБЫВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ В СТЕНАХ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

Паломничество и образование

«Да будет благословен во век сей благословенный день, который полагает новое начало путей к Божественному свету, открывает средства к приятию небесных даров благодати! Священно торжество сие: ибо есть торжество веры к Богу и любви к роду человеческому», — такие слова были произнесены первым ректором Московской Духовной Академии после переселения ее в Троице-Сергиеву Лавру в день торжественного открытия Академии на новом месте — 1 октября 1814 г.[i]

 

Паломничество и духовное образование тесно связаны друг с другом. Первая русская паломница, равноапостольная Ольга, не только крестилась сама в Константинополе, но и принесла свет Христовой истины в Киев, заронив зерна благочестия в душу своего внука, крестителя Руси. Святой Владимир сам научился от слышания (Рим.10:17), когда его послы, вернувшись из паломничества, рассказали о красоте Православия и подтвердили мудрость его бабки. Совершив паломничество в Херсонес, Владимир принял крещение и, вернувшись в Киев, устроил первые школы.

Изучая Священную историю в монастырских школах Новгорода и Смоленска, Ростова и Чернигова, Москвы и Твери, русские люди с первых веков своего просвещения хотели собственными глазами увидеть те улицы, по которым ходил Спаситель, прикоснуться к Его святому Гробу, окунуться в воды Иордана, уронить слёзы на камни Голгофы, причаститься Святых Тайн на месте Его Преображения и Вознесения. Вслед за игуменом Даниилом сотни наших предков потянулись на Святую Землю.

Возвращались из паломничества тоже не с пустыми руками. Кроме пальмовых ветвей и святынь, русские люди везли на родину драгоценные рукописи из книгохранилищ лавры Саввы Освященного, святой горы Синай, обителей Афона, пополняя тем самым библиотеки своих школ, монастырей, архиерейских и княжеских палат. Один Арсений Суханов приобрел на Востоке более 700 книг, без которых вряд ли бы состоялся проект Славяно-Греко-Латинской академии, от которой ведет свою история виновница сегодняшнего торжества — Московская духовная академия.

210 лет назад академия крепко связала себя с лаврой преподобного Сергия, а ее преподаватели и студенты стали как бы непрерывными паломниками, ежедневно испрашивающими благословение на свои труды у покровителя всех учащих и учащихся, игумена земли Русской.

Не прерывали академисты и традицию путешествий на Православный Восток.

Так, «в 1872–1873 гг. в научную командировку в Грецию и балканские страны отправился профессор МДА Е. Е. Голубинский. Весной 1873 г. он из Константинополя совершил паломничество на Святую Землю, затем на Афон»[ii]. А «…предназначенный на кафедру библейской истории профессорский стипендиат МДА Иван Петровых (будущий митрополит Иосиф) летом перед стипендиатским годом предпринял 16-дневное паломничество в Палестину, которое не только укрепило молодого исследователя в избранной области богословия, но пробудило в нем «живейший интерес вообще к многострадальным судьбам… Святой Земли»[iii]. В 1900 и 1905 гг. целые группы студентов Академии во главе с профессорами посетили Палестину, Константинополь, Афон[iv].

Прерванная на 70 лет традиция активно возрождается в наше время. Студенты и преподаватели духовных школ много и охотно ездят как по России, так и за рубеж. Более того — сегодня немало семинарий и академий располагаются на территории прославленных монастырей и сами принимают паломников со всего мира.

Читайте об этом в статье «С преподобным преподобен будеши»

 

Ум и сердце, разум и чувства, теория и практика, проза и поэзия… Такие сравнения приходят в голову, когда читаешь об учащихся богомольцах и молящихся учениках. Богословие, которое есть Учение об Истине, не сумма фактов, не мертвая буква, но «живое слово; к ней [Истине] можно прийти только в Церкви через таинства, как посвященные в тайну»[v].

«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24). Поэтому трудно представить богослова, который не является поклонником; и поклонника, который хотя бы отчасти не богословствует.

За несколько веков своего существования духовные школы России не только основали научные школы и воспитали тысячи священнослужителей, не только сделали неоценимый вклад в народное просвещение и миссию, но и процвели святыми угодниками Божиими.

Например, в Московской духовной академии в XIX веке трудились три святых Филарета.

Читайте об этом в статье «Любящие добродетель».

 

Немало прославленных святых училось и в Санкт-Петербургской духовной академии, с которой началась реформа российских духовных школ в позапрошлом столетии.

Читайте об академии северной столицы и ее святынях в статье профессора СПбДА М.В. Шкаровского «Ангел над Невой».

 

Православные школы русской традиции работают по всему миру. Свято-Германовская духовная семинария находится на острове Кадьяк в 90 км от побережья Аляски. Ее ректор, епископ Ситкинский и Аляскинский Алексий, в августе и сентябре 2024 года совершил паломническую поездку в Россию, начавшуюся в Иркутске и завершившуюся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и Московской духовной академии.

По благословению Владыки публикуем рассказ об их путешествии.

 

Журнал «Православный паломник» поздравляет Его Преосвященство, епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского, ректора Московской духовной академии Кирилла, весь профессорско-преподавательский состав, студентов и аспирантов, выпускников МДА с 210-летием пребывания Академии в стенах лавры преподобного Сергия и желает им, как и всем работающим на ниве духовного образования, учащим и учащимся в духовных школах Русской Православной Церкви, помощи Божией в их трудах.

 

[i] Скурат К.Е. Московская Духовная Академия в 1814-1869 гг. // Богословский вестник. № 2, 1996. С. 58.

[ii] Сухова Н.Ю. Паломнические поездки в Святую Землю и на Афон преподавателей и студентов Духовных академий // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 6 (49). С. 28.

[iii] Там же. С 30.

[iv] Там же. С. 31–32.

[v] Лосский В.Н. Боговидение. М., 2006. С. 678.