Православие и музыка

События

Православие и музыка

200 лет со дня кончины Д.С. Бортнянского

Музыка в жизни христианина — это не просто приятное дополнение к молитве, а отголосок акта божественного творения. Как писал американский фантаст Курт Воннегут, музыка является «необходимым и достаточным доказательством существования Бога». Но для православных христиан она еще и отражает нашу связь с Творцом.

Святые отцы видели в музыке аллегорию человеческой жизни. Так, свт. Климент Александрийский толковал музыкальные инструменты из Псалтири символически: звук трубный — как напоминание о воскрешении мертвых, псалтирь — как человеческий язык, цитра — уста, тимпан — Церковь, а орга́н — тело с его нервами. И это не абстрактное фантазирование, а приглашение увидеть в себе инструмент, настроенный на хвалу и служение Богу. Свт. Григорий Нисский шел дальше и сравнивал окружающий мир с симфонией, а человека — с малой вселенной, где все силы души должны звучать слаженно, как струны на инструменте. «Музыка есть не что иное, как призыв к более возвышенному образу жизни, — учил святитель, — наставляющий тех, кто предан добродетели, не допускать в своих нравах ничего немузыкального, нестройного, несозвучного». А свт. Иоанн Златоуст подчеркивал вдохновляющую силу музыки: «Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз... как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение». Эти слова напоминают нам, что музыка — не развлечение, а путь к внутреннему миру, где душа, как писал византийский богослов Евфимий Зигабен, «напрягая силы тела, подобно струнам настроенной псалтири», творит добрые дела и возносит Богу гармоничную песнь.

В богослужении музыка занимает центральное место с самых древних времен. Ветхий Завет полон упоминаний о ней: от песен при исходе из Египта до торжественного славления при освящении храма. Псалмопевец восклицает: «По́йте Бо́гу на́шему, по́йте, по́йте Царе́ви на́шему, по́йте. Я́ко Царь всея́ земли́ Бог, по́йте разу́мно» (Пс. 46:7-8). А в 150-м псалме звучит призыв к всеобщей хвале: «Хвали́те Его́ во гла́се тру́бнем, хвали́те Его́ во псалти́ри и гу́слех. Хвали́те Его́ в тимпа́не и ли́це, хвали́те Его́ во стру́нах и орга́не. Хвали́те Его́ в кимва́лех доброгла́сных, хвали́те Его́ в кимва́лех восклица́ния. Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода» (Пс. 150:3-6). Израильтяне были выдающимися музыкантами, и эта традиция перешла в храм: струнные, духовые и ударные инструменты создавали атмосферу счастья и умиления.

Ранняя Христианская Церковь пела в радости и скорби, даже в тюрьме — как святые апостолы Павел и Сила (Деян. 16:25). Апостол Иаков призывает: «Злостра́ждет ли кто в вас, да моли́тву де́ет; благоду́шствует ли кто, да пое́т» (Иак. 5:13).

В православной традиции инструменты в храме не используются — это осознанный выбор, чтобы избежать отвлечения от духовной сути. Как объяснял священномученик Анатолий Правдолюбов, «инструментальная музыка – очень удобное орудие диавола для отвлечения человеческих душ от Бога. И сами инструменты, хотя и по Божию попущению, и на основании Божественных законов гармонии, акустики и прочего, устроены, но устроили-то их потомки нечестивого Каина, “показавшие цевницу и гусли”, и конечно не замедлили употребить эти блестящие изобретения в своем духе – богопротивления и гордости». Прп. Варсонофий Оптинский писал своим чадам: «Когда у тебя будут дети, учи их музыке. Но, конечно, настоящей музыке, а не танцам и песням. Музыка способствует развитию восприятия духовной жизни. Душа утончается. Она начинает понимать и духовную музыку».

Паломники издревле пели в дороге: их выбором могли быть как духовные стихи, так и псалмы, которые исполняли древние израильтяне во время перенесения Ковчега Завета или возвращения из вавилонского плена. Аккомпанементом богомольцам служил колокольный звон, доносившийся с монастырских звонниц — как зов к молитве, как эхо библейских труб, как напоминание о смерти...

Вспомним, как в Византии и на Руси музыка сопровождала крестные ходы, а в паломнических маршрутах — от Святой Земли до Соловков — пение и сегодня объединяет путников и помогает преодолеть усталость, напоминая о небесном Иерусалиме.

Друзья, этот выпуск — приглашение открыть для себя, как музыка приближает нас к Богу. Пусть она напомнит, что наша жизнь должна быть симфонией, а мы — хорошо настроенными инструментами в руках Творца.

 

Читайте в этом номере:

«Самое главное — встретить Бога. Если это произошло, все вопросы отпадают». Интервью с регентом монашеского хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеродиаконом Михеем (Соррэ).

 

Статью сотрудника научно-аналитического отдела Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Э. Ю. Оробинской «Бортнянский — двести лет спустя. Живое наследие классика русской духовной музыки».

 

Статью кандидата искусствоведения, доцента Кафедры хорового дирижирования РГПУ им. А. Герцена, заведующего кафедрой истории и теории церковной музыки СПбДА, члена Союза Композиторов России Д. В. Стефановича «Неудобный классик. К двухсотлетию обретения наследия Д. С. Бортнянского – композитора, дирижера и учителя».

 

Статью аспиранта кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Д. В. Дацкой «“Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих”. Церковно-певческое искусство Древней Руси: эволюция музыкально-эстетических взглядов».

 

Статью кандидата искусствоведения, доцента кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова И. В. Корольковой «“Уж мы нищая братия”. Песнопения духовного содержания в фольклорных традициях Новгородской губернии».

 

Статью магистра истории, старшего звонаря соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя И. В. Коновалова «Паломничество благовестное. Исторические свидетельства православных паломников о колоколах и колокольном звоне».

 

Статью православного публициста Серафимы Муравьевой «“Кто поет, зла не замышляет”. Духовные стихи как феномен русской народной культуры».

 

Статью преподавателя регентской школы при Ярославской духовной семинарии Л. А. Зуммер «Певчурки с Горушки. Судьбы певчих-монахинь даниловского Казанского женского монастыря».

 

Статью члена Союза писателей России Андрея Самохина «Никитская симфония. История самого музыкального храма Москвы».

 

Рассказ священника Николая Скакункова о том, какую роль в его жизни сыграли грамзаписи фирмы «Мелодия» с церковной музыкой, изданные к 1000-летию Руси «Отеческий глас позвал меня домой…»

 

Игорь Рыжов

Старший специалист паломнической службы

Паломнического Центра Московского Патриархата,

Ответственный секретарь журнала "Православный паломник"

Поделиться ссылкой в:


    Ещё в разделе

    Костромского края и всея России похвала и утверждение

    Костромского края и всея России похвала и утверждение

    К 650-летию блаженной кончины преподобного Авраамия Галичского

    Церковь в годы Великой Отечественной войны

    Церковь в годы Великой Отечественной войны

    22 июня — Собор всех святых в земле Русской просиявших