Музыка в жизни христианина — это не просто приятное дополнение к молитве, а отголосок акта божественного творения. Как писал американский фантаст Курт Воннегут, музыка является «необходимым и достаточным доказательством существования Бога». Но для православных христиан она еще и отражает нашу связь с Творцом.
Святые отцы видели в музыке аллегорию человеческой жизни. Так, свт. Климент Александрийский толковал музыкальные инструменты из Псалтири символически: звук трубный — как напоминание о воскрешении мертвых, псалтирь — как человеческий язык, цитра — уста, тимпан — Церковь, а орга́н — тело с его нервами. И это не абстрактное фантазирование, а приглашение увидеть в себе инструмент, настроенный на хвалу и служение Богу. Свт. Григорий Нисский шел дальше и сравнивал окружающий мир с симфонией, а человека — с малой вселенной, где все силы души должны звучать слаженно, как струны на инструменте. «Музыка есть не что иное, как призыв к более возвышенному образу жизни, — учил святитель, — наставляющий тех, кто предан добродетели, не допускать в своих нравах ничего немузыкального, нестройного, несозвучного». А свт. Иоанн Златоуст подчеркивал вдохновляющую силу музыки: «Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз... как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение». Эти слова напоминают нам, что музыка — не развлечение, а путь к внутреннему миру, где душа, как писал византийский богослов Евфимий Зигабен, «напрягая силы тела, подобно струнам настроенной псалтири», творит добрые дела и возносит Богу гармоничную песнь.
В богослужении музыка занимает центральное место с самых древних времен. Ветхий Завет полон упоминаний о ней: от песен при исходе из Египта до торжественного славления при освящении храма. Псалмопевец восклицает: «По́йте Бо́гу на́шему, по́йте, по́йте Царе́ви на́шему, по́йте. Я́ко Царь всея́ земли́ Бог, по́йте разу́мно» (Пс. 46:7-8). А в 150-м псалме звучит призыв к всеобщей хвале: «Хвали́те Его́ во гла́се тру́бнем, хвали́те Его́ во псалти́ри и гу́слех. Хвали́те Его́ в тимпа́не и ли́це, хвали́те Его́ во стру́нах и орга́не. Хвали́те Его́ в кимва́лех доброгла́сных, хвали́те Его́ в кимва́лех восклица́ния. Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода» (Пс. 150:3-6). Израильтяне были выдающимися музыкантами, и эта традиция перешла в храм: струнные, духовые и ударные инструменты создавали атмосферу счастья и умиления.
Ранняя Христианская Церковь пела в радости и скорби, даже в тюрьме — как святые апостолы Павел и Сила (Деян. 16:25). Апостол Иаков призывает: «Злостра́ждет ли кто в вас, да моли́тву де́ет; благоду́шствует ли кто, да пое́т» (Иак. 5:13).
В православной традиции инструменты в храме не используются — это осознанный выбор, чтобы избежать отвлечения от духовной сути. Как объяснял священномученик Анатолий Правдолюбов, «инструментальная музыка – очень удобное орудие диавола для отвлечения человеческих душ от Бога. И сами инструменты, хотя и по Божию попущению, и на основании Божественных законов гармонии, акустики и прочего, устроены, но устроили-то их потомки нечестивого Каина, “показавшие цевницу и гусли”, и конечно не замедлили употребить эти блестящие изобретения в своем духе – богопротивления и гордости». Прп. Варсонофий Оптинский писал своим чадам: «Когда у тебя будут дети, учи их музыке. Но, конечно, настоящей музыке, а не танцам и песням. Музыка способствует развитию восприятия духовной жизни. Душа утончается. Она начинает понимать и духовную музыку».
Паломники издревле пели в дороге: их выбором могли быть как духовные стихи, так и псалмы, которые исполняли древние израильтяне во время перенесения Ковчега Завета или возвращения из вавилонского плена. Аккомпанементом богомольцам служил колокольный звон, доносившийся с монастырских звонниц — как зов к молитве, как эхо библейских труб, как напоминание о смерти...
Вспомним, как в Византии и на Руси музыка сопровождала крестные ходы, а в паломнических маршрутах — от Святой Земли до Соловков — пение и сегодня объединяет путников и помогает преодолеть усталость, напоминая о небесном Иерусалиме.
Друзья, этот выпуск — приглашение открыть для себя, как музыка приближает нас к Богу. Пусть она напомнит, что наша жизнь должна быть симфонией, а мы — хорошо настроенными инструментами в руках Творца.
Читайте в этом номере:
Игорь Рыжов
Старший специалист паломнической службы
Паломнического Центра Московского Патриархата,
Ответственный секретарь журнала "Православный паломник"

